• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

По ту сторону слова: невербальные компоненты культуры

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
Статус:
Майнор
Когда читается:
3, 4 модуль

Программа дисциплины

Аннотация

В основу четвертой дисциплины майнора «По ту сторону слова: невербальные компоненты культуры» положена стратификация смыслов, предложенная философом Людвигом Виттгенштейном: «Сравни наше знание и как мы о нем говорим: какова высота Монблана в метрах? – как мы употребляем слово 'игра'? – какой звук у кларнета?». Философ обозначил три типа передачи смыслов в культуре: 1) научное знание; 2) смыслы, вытекающие из употребления языка; 3) внесловесные (образные) смыслы. Данная дисциплина даст студентам возможность обсудить место и значение несловесных аспектов культуры на примере выдающихся текстов музыки и визуальных искусств, преимущественно ХІХ-ХХ вв.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Способствовать развитию у студентов практик критического анализа и публичного обсуждения живописных и музыкальных произведений с точки зрения историко-культурного контекста их возникновения и позднейшей рецепции.
  • Сформировать у студентов навык близкого чтения текстов и фрагментов текстов повышенной сложности, основанный на практическом освоении основ риторики и стилистики.
  • Развить навык составления аргументированных текстов (эссе), основанных на собственных наблюдениях.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные невербальные компоненты культуры. Анализирует и интерпретирует живописные и музыкальные произведения с точки зрения историко-культурного контекста. Формулирует и аргументирует свою позицию по обсуждаемым в рамках курса проблемам
  • Воспринимает произведения искусства в их историко-культурном контексте.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Визуальные парадигмы, от Античности к авангарду
    «Князь ведь за границей выучился глядеть2 (Ф. Достоевский, "Идиот"): что такое «выучиться глядеть» и почему для этого надо ехать за границу. Визуальные парадигмы, от Античности к авангарду. Русский литературный романтизм и изобразительное искусство. Романтический апофатический экфрасис: «Сикстинская мадонна» Рафаэля в описаниях В.-Г. Вакенродера и В. Жуковского. Визуальность в поэтике Гоголя. Повесть «Портрет» как развернутый экфрасис. Борьба божественного («невыразимая» итальянская картина) и дьявольского (миметический портрет) начал.
  • Проблемы восприятия реалистического изображения в русском романе
    Взглянуть не умею»: проблемы восприятия реалистического изображения в «Идиоте» Ф. Достоевского. Храм, музей, изба: проблемы пространственной контекстуализации художественного объекта. Идеологический взгляд на произведение искусства как его деформация. Трансформации визуального в художественном нарративе.
  • Слово и изображение: проблемы соотношения визуального и вербального кодов
    Слово и изображение: проблемы соотношения визуального и вербального кодов. Формы репрезентации визуального в тексте (иконические тексты, иллюстрации, фотографии, гипотипозис, экфрасис). Paragone: споры об иерархии искусств (Гораций, Леонардо, Лессинг, романтизм, Парнас, символисты, авангард). История термина «экфрасис». Экфрасис: топос, жанр или риторическая фигура? Дескриптивный и нарративный аспекты экфрасиса. Между индексом, иконой и символом: оживший портрет как гибридный семиотический знак. Ожившая статуя: романтический контекст и психоаналитический подтекст.
  • Метафизика и эстетика нефигуративного изображения
    Метафизика и эстетика нефигуративного изображения. Кандинский и интерпретация его творчества у Александра Кожева.
  • Проблема значения в музыке
    "Художественная" и "популярная" музыка. Музыка как знак культуры своего времени. Музыка и слово. Программная музыка. Понятие тональности. Мажор и минор. Цвето-акустический опыт (глаз, обладающий акустикой) в экфрасисах Мандельштама. На переломе: Эстетика художественного авангарда в «(соц)реалистическом» тексте. «Евгений Онегин» Пушкина и Чайковского как памятники культуры 1820х и1860-70х годов. Различие социальных и психологических ситуаций (Письмо Татьяны, дуэль). Различие в обрисовке характеров (Онегин, Ленский). Слово Пушкина в опере Чайковского.
  • Проблема возникновения абстрактной живописи
    Могла ли абстрактная живопись появиться в 17 веке? Проблемы образной памяти в контексте истории живописи (на примере рассказа Бальзака «Неведомый шедевр»). Понятие эйдетического визуального образа в трактовке Э.Р. Йенша. Поэтика художественной неудачи: от романтиков и реалистов до абстракционистов. Эстетика зрения и визуального образа от античности до авангарда. Концепция расширенного смотрения Михаила Матюшина и проблемы репрезентации визуального объекта в авангардном тексте.
  • Проблемы образной памяти в контексте истории живописи
    «Глеб Успенский «Выпрямила»: Венера Милосская в виде русского мужика. Вс. Гаршин («Художники»): русский мужик на живописном rendez-vous.
  • Музыкальный нарратив
    Структура симфонического нарратива (сонатная форма). Субъект музыкального нарратива. Классический симфонический оркестр. Роль музыкальных цитат. Семантика музыкальных жанров (Вальс, марш, народная песня и т.д.).
  • «Полифония: музыкальный язык и философское содержание
    Философские и психологические основания музыкальной полифонии. Принцип полифонического изложения. Фуга. Историческое место полифонической музыки. Полифония в музыке ХХ века.Музыкальная полифония и язык: проблема линейности речи. Слияние авторского голоса и голосов героев как отличительная черта романного повествования. Музыкальное разноречие: одновременность голосов в ансамбле.
  • Опера: рождение и история жанра
    Опера и античная драма. Компоненты оперного повествования: вокальные номера; хор; речитатив; роль оркестра. Реалистический и сюрреалистический компонент оперы. Музыкальный и литературный реализм. Построение драматического действия в опере. Принцип "шекспировского" построения характеров у Пушкина и Мусоргского. Народ: масса и индивидуальные голоса.
  • Опера: роль лейтмотивов в музыке и литературе
    Лейтмотивная техника музыкального повествования. Приемы варьирования и слияния мотивов. Формирование смыслов на основе мотивных трансформаций. Смысл музыкального лейтмотива и смысл слова. Человеческий голос: соотношение поэтического текста и его музыкального воплощения. Соотношение словесной и музыкальной семантики. Литературный и музыкальный стиль. Значение жанра "романса" в истории русской культуры. История романсов на слова Пушкина.
  • Музыка ХХ века: остранение и пародия
    Юмористический элемент в музыке. Понятие пастиша. Музыкальные поп-жанры как источник пародии. Философское значение пародии. Пародия и сюрреализм. Сюрреализм как способ философского осмысливания действительности. Пародия как способ отстранения. Роль музыкального и литературного "китча" в эстетике ХХ века. Ориентализм как культурная традиция: идеология и эстетический стиль. Русский ориентализм: имперский и анти-имперский аспект. Черты ориентализма в музыке. Пародийный аспект ориентализма у Пушкина и у Глинки.
  • ХХ век: Музыка, война и революция
    Эстетика и психология авангарда 1910-20х годов и его воплощение в музыке: популизм; фрагментарность / монтаж; антипсихологизм.
  • Современная музыка
    Современная музыка как «новое начало» (tabula rasa). Минимализм (Джон Кейдж, Филипп Гласс). Музыка и политика: переосмысливание музыкальных жанров.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Письменные задания
    Анализ прочитанных текстов
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Активность и качество участия в дискуссиях на семинарских занятиях.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме (эссе) в дистанционном формате с использованием электронной почты. Для участия в экзамене студент обязан: к указанной в расписании дате направить на электронную почту преподавателя эссе по одной из предложенных тем, объемом 10 тысяч знаков. При отсутствии уважительной причины отправленные позже срока эссе не принимаются, студент направляется на пересдачу. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * Аудиторная работа + 0.3 * Письменные задания + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Bruhn, J. (2016). The Intermediality of Narrative Literature : Medialities Matter. London: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1242120
  • Rippl, G. (2015). Handbook of Intermediality : Literature – Image – Sound – Music. Berlin: De Gruyter. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1033026

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Pethő, A. (2011). Cinema and Intermediality : The Passion for the In-between. Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=522802
  • Ryan, M.-L., & Grishakova, M. (2010). Intermediality and Storytelling. New York: De Gruyter. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=349514
  • Wagner, P. (1996). Icons - Texts - Iconotexts : Essays on Ekphrasis and Intermediality. Berlin: De Gruyter. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=627336