• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
07
Апрель

История литератур Европы и США

2018/2019
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
2-й курс, 3, 4 модуль

Преподаватели


Делазари Иван Андреевич

Программа дисциплины

Аннотация

В ходе освоения дисциплины История литератур Европы и США студенты знакомятся с художественными текстами европейских и американских писателей XIX-XX вв., содержащими ярко выраженные признаки фантастического и/или отклик на мистические доктрины Средних веков и Нового времени, которые оказали серьёзное влияние на литературный процесс. Слушателям предлагается обсудить и осмыслить такие важнейшие аспекты словесного искусства, как проблема художественного вымысла, культурно-историческую обусловленность тематики произведений, роль и философскую позицию автора в текста, границы художественного и нехудожественного и проблему паралитературных жанров.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомить слушателей курса с историей апроприации мистических доктрин и представлений в истории европейской культуры с преимущественным вниманием к французской и американской литературам 19-20 веков;
  • Дать навыки применения теоретических знаний к анализу литературных текстов, в которых мистическая проблематика нашла наиболее яркое отражение;
  • Дать представление о формах репрезентации мистического, чудесного и фантастического в литературе и культуре эпохи романтизма, реализма и модернизма, а также в философских и культурологических теориях 19-20 веков.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Формулирует основные признаки литературной фантастики и проблему границы фантастического/мистического и реального в литературе Нового и Новейшего времени.
  • Артикулирует и анализирует на литературных примерах проблему взаимопроникновения научного, научно-технического, психологического и эстетического знания; определяет понятия утопического и антиутопического в литераратуре.
  • Воспроизводит и иллюстрирует примерами из европейской и/или американской литературы XIX в. проникновение религиозных представлений, прежде всего католических, в ткань литературы и объясняет связь между христианством и декандентством.
  • Очерчивает историю и систему представлений европейского декаданса, указывает на элементы декадентского мировоззрения в литературе, корректно использует понятия "декадент", "денди", "фланер" и указывает на философскую подоплеку подобной системы взглядов.
  • На примере творчества одного или более писателей ХХ века оценивает значимость мистических представлений для литературы начала и середины ХХ века. Дает определение мистического опыта.
  • Дает определение фантастического в литературе и обрисовывает набор фантастических жанров в западной литературе XIX-XX вв. Ставит проблему реализма в литературе XIX в. с учетом распространенности мистических элементов в построении художественных миров. Дает определение и примеры готического повествования. Анализирует художественный текст в плане соотнесенности реального и мистического.
  • Определяет место фантастики и мистики в романтической литературе Европы и США. Иллюстрирует феномен двоемирия и гротеска в повествовательной прозе начала XIX столетия.
  • На материале англо-американской литературной традиции описывает основные компоненты готической прозы первой половины XIX в. Дает объяснение изменениям, происходящим с "классическими" образцами готического романа XVIII в. в творчестве писателей века XIX.
  • Воспроизводит хронологические параметры англоязычной литературы о путешествии, опираясь на ее исторические корни в античности, Средних веках и Возрождении. Проводит разграничение между традиционным травелогом и мистическим путешествием.
  • Перечисляет ряд произведений англоязычной литературы о привидениях и демонстрирует историческую динамику статуса призрака в готическом и неоготическом повествовании. Объясняет краеугольную роль повествователя и ненадежной наррации в историях с привидениями рубежа XIX-XX вв.
  • На конкретном литературном материале излагает функции вампирического мотива в литературе. Анализирует связь вампиров в системе персонажей с особенностями развития науки, философии и медицины в XIX в. Формулирует гипотезу, объясняющую устойчивость востребованности темы вампиров в мировой художественной культуре двух прошедших столетий.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в мистическую литературу
    Как и зачем писать о сверхъестественном. Мистическое, или по ту сторону фантастики. Шкала Цветана Тодорова. . Литература о мистике и мистика в литературе. Мистицизм в Европе Нового времени. 19 век – эпоха расцвета мистической литературы во Франции. Формы мистического в литературе.
  • Мистика как техника и техника как мистика.
    Парадокс мистического дискурса в эпоху технического прогресса. Современный Голем как утопический и антиутопический топос. Ожившая статуя: мистический контекст и психоаналитический подтекст. Искусственная женщина как (де)материализация желания.
  • "Наоборот»: сатанистский и католический коды во французской литературеfindesiècle.
    Сатанизм как метафора конца века и как интеллектуальный конструкт. Католический мистицизм во Франции в эпоху победившего рационализма.
  • Мистика декадентства.
    Декадент как современный мистик. Фигуры модернизма (денди, фланер, «художник современной жизни») в эзотерическом контексте.
  • Сюрреализм, патафизика и мистический опыт.
    Рене Домаль и восточная духовная традиция.
  • Проблема фантастики в литературе.
    Фантастика и сверхъестественное, «чудесное». Онтологические и психологические объяснения фантастического эффекта. Рецептивно-семиотическая теория фантастики. Фантастика как нарушение условности. Фантастика и «готика». Фантастика и реализм – два решения проблемы Другого в литературе.
  • Романтическое понятие фантастики.
    «Фантастический жанр» во французской литературе после Гофмана. «Светлая» и «темная» фантастика. Сказка и новелла/повесть. Многокодовая структура фантастической новеллы: фактография, аллегория,миф. Эволюция фантастики от 1830-х до 1880-х годов. Фантастический эффект в кино.
  • Монстры и монструозность.
    Английская готическая традиция XVIII в. Мистические контексты англоязычной литературы первой половины XIX века; наука и метафизика: увлечение френологией, гальванизмом, месмеризмом; доступность и популяризация научных и метафизических дискуссий (лекции, периодика). М. Шелли, «Франкенштейн» (1819): история создания и судьба романа, проблема искусственного тела. Образ монстра и особенности его репрезентации в романе. Монструозность, жуткое и отвратительное. «Правда о том, что случилось с мистером Вальдемаром» Э.А. По (1845): история публикации и мистификаций; наукообразие рассказа как способ нагнетания ужаса, монструозность мертвого тела.
  • Фантастическое путешествие.
    Англоязычная литература и современная история жанра: утопия (Т. Мор, Ф. Бэкон), путешествия на луну (Ф. Годвин, Дж. Уилкинс), религиозная аллегория (Дж. Беньян), сатирический роман (Дж. Свифт). «Приключения Артура Гордона Пима» Э.А. По: размытость жанровых характеристик. «Морской», приключенческий роман с готическими, «сенсационными» и фантастическими элементами. Мистика полюсов и элементы жанра фантастического путешествия в финальных главах романа. Образ воды, символика цветов, птицы, фигура в белом. Мистическая судьба романа (история Ричарда Паркера) и его сиквелы (Ж. Верн, Ч.Р. Дейк, Г.Ф. Лавкрафт). Фантастический мир Лавкрафта и литература ужасов. «Хребты безумия» и наследие По: мистическая интерпретация истории А.Г. Пима.
  • Призраки и призрачность.
    Призраки и готическая традиция: конвенции. Жанр рассказа о привидениях, рождественская традиция (Ч. Диккенс, «Рождественская песнь в прозе»). Возрождение жанра на рубеже XIX и XX вв. Г. Джеймс: «Поворот винта» (1898): один из самых известных и сложных рассказов о привидениях в англоязычной традиции. Призраки в творчестве Джеймса и в современной ему литературе. Мистический опыт и интересы Джеймса: участие в Парапсихологическом обществе; увлечение сведенборгианством. Призраки (Квинт, мисс Джессел) и призрачность в повести; влияние «Серафиты» Бальзака; проблема зла. Последователи Джеймса: «Потом, много позже» Э. Уортон.
  • Вампиры и вампиризм.
    Фольклорные истоки и их связь с Восточной и Центральной Европой, вера в вампиров, история Мерси Браун. Литературная история вампирических образов в XIX в.: «Вампир» Дж. У. Полидори, «Кристабель» С.Т. Кольриджа, «Кармила» Дж. Шеридана Ле Фаню. Эротизация образа и викторианская эпоха. «Дракула» Б. Стокера (1897) и феномен его популярности. Роман о современности: Граф Дракула и внутренняя колонизация, вампиризм и сифилис, медийность романа. Вампиризм и секулярная мистика: утопический проект Богданова (А.А. Малиновского) в Советской России. Популярность вампирических образов в кино и массовой культуре.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Экзамен (эссе)
    Экзамен представляет собой внеаудиторное написание студентом итогового эссе, объемом 3 тысячи слов и выполняется по одной из предложенных тем. Источники для раскрытия темы эссе подбираются студентом самостоятельно.
  • неблокирующий Проверочная работа2
    Проверочная работа проводится письменно на семинарских занятиях по вариантам, проверяет знание прочитанных текстов и состоит из 3-10 вопросов, предполагающих однозначный ответ. Вопросы проверочной работы составлены на основе пройденного материала. Пользоваться источниками не разрешается.
  • неблокирующий Презентация
    Устное сообщение - презентация по материалам обсуждаемых работ и собственного исследования. Тема для проведения исследования выбирается из предложенного перечня. Возможно сформулировать тему самостоятельно, в рамках пройденного материала и по согласованию с преподавателем. Длительность презентации 7-10 минут. Источники подбираются студентом самостоятельно.
  • неблокирующий Работа на семинаре
    Работа на семинаре предполагает выступление студентов с устными ответами, участие в дискуссии, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий. Каждое семинарское занятие предполагает обсуждение одной темы (содержит несколько сформулированных вопросов) по материалам лекционных занятий.
  • неблокирующий Проверочная работа
    Проверочная работа проводится письменно на семинарских занятиях по вариантам, проверяет знание прочитанных текстов и состоит из 3-10 вопросов, предполагающих однозначный ответ. Вопросы проверочной работы составлены на основе пройденного материала. Пользоваться источниками не разрешается.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.24 * Презентация + 0.2 * Проверочная работа + 0.2 * Проверочная работа2 + 0.16 * Работа на семинаре + 0.2 * Экзамен (эссе)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Гиленсон Б.А. - ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ОТ АНТИЧНОСТИ ДО СЕРЕДИНЫ XIX ВЕКА В 2 Т. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2016 - 677с. - ISBN: 978-5-9916-6883-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-zarubezhnoy-literatury-ot-antichnosti-do-serediny-xix-veka-v-2-t-389867
  • Головачева Ирина Владимировна. (n.d.). Живее всех живых: волк-оборотень как триумф телесного в новой монстрологии. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fzhivee-vseh-zhivyh-volk-oboroten-kak-triumf-telesnogo-v-novoy-monstrologii

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Haefele-Thomas, A. (2012). Queer Others in Victorian Gothic : Transgressing Monstrosity. University of Wales Press.
  • Гиленсон Б.А. - ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ США В 2 Т 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2016 - 696с. - ISBN: 978-5-9916-6094-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-literatury-ssha-v-2-t-388160
  • ГОЛОВАЧЕВА ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА. (2014). О соотношении фантастики и фантастического. Вестник Санкт-Петербургского Университета. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика, (1). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16538017