• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Поэзия европейского модернизма

2018/2019
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
2-й курс, 4 модуль

Программа дисциплины

Аннотация

Курс посвящен одному из интереснейших явлений мировой литературы, возникшему на рубеже XIX-го и XX-го веков. Сформировавшееся под воздействием широкого мировоззренческого кризиса, охватившего европейское общество к концу XIX-го века, течение модернизма проявилось во множестве литературных и интеллектуальных практик, характеризуемых общей эстетической доминантой: переосмыслением эпистемологических оснований искусства и установкой на поиск новых, «модернистских» форм репрезентации действительности. Основными характеристиками модернистской поэзии становятся подрыв эстетических и социальных конвенций между писателем и читателем; фрагментизация как ведущий эстетический принцип, передающий представление о распаде целостности мира; возросшая роль автономности искусства и индивидуального творческого сознания как единственного критерия истинности и ценности поэтического произведения. В этом курсе мы сосредоточимся на обсуждении важнейших характеристик основных течений европейской модернистской поэзии, таких как символизм, имажизм, экспрессионизм, футуризм, дадаизм, сюрреализм и др. Часть лекций будет посвящена также рассмотрению индивидуальных эстетических систем ведущих представителей европейской модернистской поэзии Т. С. Элиота, У. Б. Йейтса, Э. Паунда, Р.-М. Рильке и др. В конце курса мы кратко рассмотрим основные характеристики русской модернистской поэзии как неотъемлемого участника общеевропейского литературного процесса. Мы проследим, каким образом программный отказ от принципа мимесиса или подражания искусства действительности выразился в формальных и тематических аспектах модернистской поэзии, формируя современное понимание поэтического творчества. Одновременно мы рассмотрим, как парадоксальным образом модернистское стремление к тематической и формальной новизне выражалось часто в «обновлении» (renovation) классического наследия миро-вой поэзии. Наш курс включает лекционные и семинарские занятия. Семинары будут посвящены анализу конкретных поэтических произведений и их критической рецепции. Поэтический материал курса будет представлен на языке оригинала и в русских переводах. Критический материал к курсу будет в основном на английском языке.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомить слушателей курса c основными течениями поэзии европейского модернизма и поэтическими системами главных представителей поэзии европейского модернизма.
  • Дать навыки применения теоретических знаний к анализу литературных стратегий модернистских поэтов, прямого влияния модернистских течений разных стран друг на друга и типологического сходства между различными индивидуальными поэтиками.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент разбирается в основных понятиях модернизма. Знает основных представителей поэзии модерна. Способен охарактеризовать виды модернизации. Понимает амбивалентное отношение поэзии модернизма к модерности.
  • Студент имеет представление об истории символа. Ориентируется в теории соответствия. Владеет понятиями синестезия, фантасмагорический современный город и пр.
  • Студент понимает ключевые различия символизма и пост-символизма. Знает, что такое культ будущего, технического прогресса. Разбирается в ономатопеи и типографике.
  • Студент имеет представление о понятии образа и зрении как ведущей сигнальной системы. Понимает влияние дальневосточной и античной поэзии.
  • Студент имеет представление об универсализации негативных сторон модерности. Знает наиболее часто встречаемые примеры.
  • Студент имеет представление о кризисе модерности и о влиянии событий ХХ века на поэзию модернизма.
  • Студент понимает сущность дадаизма приложимо к поэзии модернизма. Разбирается в причинах возникновения сюрреализма и его отражении в поэзии.
  • Студент знает об "ирландском возрождении", понимает влияние оккультизма на литературные памятники ХХ века. Способен дискутировать на тему лавирования поэзии между автономностью искусства и его социальной ролью
  • Студент понимает, в чем состоит системный подрыв поэтических конвенций.
  • Студент понимает влияние культуры и живописи на развитие поэзии, различает понятия "вещи" и "стихотворения-вещи". Осведомлен о мистическом модернизме.
  • Способен учиться, приобретать новые знания, умения, в том числе в области, отличной от профессиональной
  • Способен приме- нять в научно- исследователь- ской и иной профессиональ- ной деятельности полученные зна- ния в области поэзии совре- менного модер- низма
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение: эпоха модернизма, модерность (modernity) и поэзия европейского модернизма.
    Определение терминологии: эпоха модернизма, modernity/модерность/«современность», модерн/art nouveau/Jugendstil. Технологическая, социальная и интеллектуальная модернизация; К. Маркс, Ч. Дарвин, Ф. Ницше; амбивалентное отношение поэзии модернизма к модерности.
  • Символизм
    История символа; неоплатонизм; теория соответствий; синестезия; фантасмагорический современный город; социальные роли модернистского поэта: дэнди, богема, фланер; формальные новшества: стихотворения в прозе, свободный стих (vers libre), суггестивная поэтика Ст. Малларме.
  • Футуризм
    Символизм versus пост-символизм; модернизм versus авангард; Ф. Маринетти; культ будущего, технического прогресса, молодости, войны; «первый манифест футуризма»; «технический манифест футуризма»; «Parole in libertà» («слова на свободе»); ономатопея и типографика.
  • Имажизм, вортицизм
    Понятие образа; доминанта зрения, а не слуха; «несколько запретов» Э. Паунда; влияние дальневосточной и античной поэзии; влияние философии Анри Бергсона; «музыкальная фраза» versus традиционная метрика; журнал «Blast»; понятие «vortex».
  • Экспрессионизм
    Универсализация негативных сторон модерности: отчужденный человек во враждебном мире; апокалипсическое мироощущение; деформация изображения под воздействием эмоционального состояния автора.
  • Первая мировая война и поэзия европейского модернизма
    Первая «тотальная война» как начало «короткого двадцатого века» (Э. Хобсбаум); кризис модерности; «окопная поэзия» между «георгеанцами» (Georgian poets) и поэзией авангарда; поэзия и shellshock.
  • Дадаизм, сюрреализм
    Дадаизм: искусство отрицания; отрицание эстетизма, индивидуализма, буржуазной морали; «Кабаре Вольтер»; коллаж; «симультанные поэмы». Сюрреализм: влияние психоанализа; воссоединение сна и реальности в сверх-реальности; левая идеология; автоматическое письмо; абсурд, алогизм.
  • Уильям Батлер Йейтс
    Ирландское возрождение; увлечение оккультизмом; первый национальный ирландский поэт; эволюция от символизма к пост-символизму; Пасхальное восстание 1916 г.; «ужасная красота» - амбивалентность модерности; реакционный модернизм Йейтса: между автономностью искусства и его социальной ролью.
  • Томас Стернз Элиот
    Системный подрыв поэтических конвенций: антиромантизм, анти-индивидуализм, антиклаймакс, (само)ирония, поток сознания, полифония, полиритмия; кризисное послевоенное сознание; интертекстуальность; мифология; «объективный коррелят»; традиция как инновация.
  • Р.-М. Рильке
    Значение России; влияние скульптуры и живописи; понятия «вещи» и «стихотворения-вещи»; Париж Бодлера и Рильке; бытие и смерть; мистический модернизм.
  • Эзра Паунд
    Роль инспиратора модернистских начинаний; авангард versus модернизм; значение поэтиче-ских переводов; маргинализация поэзии в современном мире; реакционный модернизм Паунда: фашизм; «Кантос»: модернистский эпос.
  • Русская модернистская поэзия в европейском контексте
    Французский и русский символизм; европейский и русский авангард; А. Бергсон и акмеизм. Общий объем самостоятельной работы и распределение самостоятельной работы для разных видов подготовки студента: 4 (домашнее чтение, подготовка к презентациям в классе)
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Презентация
    Устное сообщение - презентация по материалам обсуждаемых работ и собственного исследования. Тема для проведения исследования выбирается из предложенного перечня. Возможно сформулировать тему самостоятельно, в рамках пройденного материала и по согласованию с преподавателем. Длительность презентации 7-10 минут. Источники подбираются студентом самостоятельно.
  • неблокирующий Самостоятельная работа
    Выполняется студентом внеаудиторно и представляет собой написание небольшого эссе (500-1000 слов) по одной из предложенных тем. Источники для раскрытия темы эссе подбираются студентом самостоятельно.
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная работа предполагает выступление студентов с устными ответами, участие в дискуссии, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий. Каждое семинарское занятие предполагает обсуждение одной темы (содержит несколько сформулированных вопросов) по материалам лекционных занятий.
  • неблокирующий Экзамен
    Состоит из 2 частей: краткий устный ответ на 1 теоретический вопрос и эссе, объемом 1-1,5 тысячи слов. Экзаменационные вопросы разработаны на основе пройденного материала. Студент заранее не знает формулировку вопроса, но имеет возможность подготовиться по материалам лекций и семинаров. На экзамене не разрешается пользоваться источниками.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.18 * Аудиторная работа + 0.24 * Презентация + 0.18 * Самостоятельная работа + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • BRAIN, R. M. (2011). Genealogy of “ZANG TUMB TUMB”: Experimental Phonetics, Vers Libre, and Modernist Sound Art. Grey Room, 43, 88–117. https://doi.org/10.1162/GREY_a_00026
  • Grabarek, D., Minkel, W., & Donitz-Goldstein, H. J. (2003). The Norton Anthology of Modern and Contemporary Poetry (Book). School Library Journal, 49(10), 106. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=f5h&AN=11071321
  • Ушакова, О. (2010). Модернизм: о границах понятия. Вестник Пермского Университета. Российская и Зарубежная Филология, (6). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.14030921

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Jansen, M. M., & Somigli, L. (2016). The “necessary modernisation” of Sacred Art : A “double vision” on Modernism and Modernity. Netherlands, Europe. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B34FAD28
  • Stallworthy, J. (2014). War Poet. Carcanet Poetry.
  • Thacker, A., & British Council. (2011). Imagist Poets. Liverpool University Press.
  • Кабанова, Л. (2011). Модерн И Модернизм: Пути И Траектории Становления В Европейской И Русской Культуре. Исторические, Философские, Политические и Юридические Науки, Культурология и Искусствоведение. Вопросы Теории и Практики, (6–3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.7693382