• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Научно-исследовательский семинар "Квантитативные методы анализа метрических текстов и модели поэтики"

2018/2019
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

В ходе изучения дисциплины студенты получают представление о лингвостатистическом методе изучения метрики и ритмики стиха, а также о квантитативном, генеративном и когнитивном стиховедении, знакомятся с рядом научных работ в этой области.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление студентов с современными подходами к изучению стиха и прозы, а также пограничных форм, освоение базового понятийного аппарата, применяющегося в отечественной и мировой науке о стихе.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент применяет современные методы к изучению стиха и прозы, знает основные современные направления мировой науки в области метрики и просодии
  • Студент умеет корректно излагать содержание стиховедческого исследования, его цели и методы
  • Студент владеет навыками самостоятельного чтения, анализа и интерпретации научного текста по проблемам метрики и просодии, а также навыками академического письма и академической речи в данной области
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Стих и проза: введение в проблематику и история вопроса
    Введение в проблематику. История вопроса. Параметры разделения стиха и прозы. Пограничные формы.
  • Структура стихотворной речи
    Особенности стихотворной речи, ее структура. Принципы организации стиха. Краткий очерк истории формирования стихотворной речи. Метр и ритм. Рифма и ее история. Строфика. Этапы эволюции западно-европейского и славянского стиха.
  • Анализ стиха
    Опыт анализа стиха на основе имеющихся данных. Разбор текстов. Чтение и анализ научных статей, посвященных анализу конкретных стихотворных произведений. Сопоставление данных.
  • Современные теории в области метрики
    Углубленный анализ понятия «метр». Критическое чтение современный работ по теории метра. В частности, предполагается анализ работ М.Л. Гаспарова, М.И. Шапира, М.А. Красноперовой, М. Халле и др. Сопоставление теоретических вглядов на проблему метра в разных языках.
  • Акцентное представление текста
    Чтение работ, содержащих идеи о ритмическом представлении стиха и прозы. Опыт отечественных ученых в сравнении с западно-европейскими и американскими исследованиями. Усвоение элементарных правил морфологического и текстового уровня оченки акцентных единиц. Метрический уровень – проверка статуса ритмического слова. Опыт наведения элементарной статистики распределения ритмообразующих элементов в русских, английских и немецких текстах
  • Методы изучения ритмической структуры стиха
    Исследование различных ритмических форм в рамках одного и того же метра. Наблюдение о распределении ритмических форм конкретных текстов (на разных языках). Изучение вопроса о соответствии и несоответствии метра и ритма. Пропуски метрических ударений, спондеи, случаи переакцентуации. Иные виды перебоев (анакластическое ударение).
  • Профиль ударности
    История применения профиля ударности к анализу стиха. Закон регрессивной акцентной диссимиляции как универсальный для разных языков. Анализ ритмики стиха на основе распределения слогоударных конфигураций (ритмических форм). Построение профиля ударности отдельного стихотворения. Анализ полученных данных.
  • Новые направления изучения ритмики стиха
    Русская традиция исследования ритмики стиха. Западноевропейские источники ее формирования. Влияние русской традиции на западноевропейское и американское стиховедение. Анализ современных работ по просодии.
  • Петербургское стиховедение
    История формирования и особенности так называемой петербургской школы стиховедения. Критическое отношение к термину «петербургское стиховедение». Исследование некоторых работ, типичных для представителей данной «школы».
  • Дискуссия об актуальных вопросах метрики и просодии
    Анализ таких проблем, как наличие/отсутствие метра, стопа, отступление от метра, ритмический перебой. Дискуссия, посвященная этим проблемам. Аналитическое чтение стиховедческой литературы по данным проблемам (на разных языках), формирование собственного мнения в отношении той или иной проблемы. Целесообразность использования тех или иных современных и традиционных методов изучения стиха. Подготовка реферата и устного выступления (презентации) по определенной проблеме.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Реферат
    Реферат готовится студентом внеаудиторно в письменной форме. Источники для реферата студент подбирает самостоятельно. Объем - 10-15 листов
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная работа предполагает выступление студентов с устными ответами, участие в дискуссии, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в аудитории устно по билетам. Студенту требуется ответить на 2 вопроса (в билете). Вопросы составлены на основе пройденного материала, студент имеет возможность подготовиться к экзамену, источниками на экзамене пользоваться не разрешается. На подготовку студенту отводится не более 20 минут. На устный ответ не более 15 минут. Пользоваться дополнительными материалами не разрешается.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.15 * Аудиторная работа + 0.35 * Реферат + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Friedberg, N., & Dresher, B. E. (2006). Formal Approaches to Poetry : Recent Developments in Metrics. Berlin: De Gruyter Mouton. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=209840

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Zirmunskij, V. M., Stankiewicz, E., Vickery, W. N., & Brown, C. F. (2016). Introduction to Metrics : The Theory of Verse. Berlin/Boston: De Gruyter Mouton. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1818340