• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Теоретические подходы к языку

2018/2019
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
7
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
3-й курс, 1-4 модуль

Преподаватели


Гаспаров Борис Михайлович


Федотов Максим Леонидович

Программа дисциплины

Аннотация

В ходе изучения дисциплины студенты знакомятся с наиболее важными современными моделями и теориями в области фонологии, морфологии, синтаксиса, лексической и грамматической семантики, с междисциплинарными направлениями в лингвистике, получают представление о широком спектре актуальных исследовательских задач, анализируют образцы лингвистической аргументации.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление с современными теоретическими подходами к языку, а также более глубокое овладение понятийным и терминологическим аппаратом лингвистики.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент проводит синтаксический анализ предложения в рамках генеративного подхода и понимает основные формальные принципы и параметры устройства базовых синтаксических явлений
  • Студент различает основные принципы формального описания морфологических систем языков
  • Студент анализирует диахронические языковые данные в свете теории грамматикализации
  • Студенты умеет проводить семантический анализ предложения в рамках формально-семантического подхода
  • Студент различает принципы экспериментального исследования в лингвистике и анализирует психолингвистические данные различных типов
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Синтаксис
    Синтаксическое дерево (дерево зависимостей vs. составляющих); критерии выделения составляющих; синтаксические группы; актанты и сирконстанты. Структура глагольной группы; структура именной группы; Х-штрих теория; финитность и нефинитность клауз; структура клаузы. Передвижение и проблема локальности. Рефлексивные конструкции, c-командование, теория связывания. Минимализм. Нетрансформационные подходы (LFG, HPSG). Функциональные подходы к синтаксису. Грамматика конструкций.
  • Морфология и грамматическая семантика
    Согласование; род и согласовательный класс. Падеж; синтаксические функции и семантические роли. Залог и актантная деривация. Время, временна́я дистанция и таксис. Аспект (вид), акциональные классы. Модальность, наклонение, эвиденциальность. Теория оптимальности. Дистрибутивная морфология и лексикализм.
  • Типология и диахроническая лингвистика
    Языковые изменения. Теория грамматикализации. Современные подходы к грамматикализации. Морфологическая типология языков. Языковые универсалии Дж. Гринберга. Синтаксическая типология: вершинное и зависимостное маркирование; типы кодирования ядерных актантов (alignment). Проблема универсализма и comparative concepts vs. descriptive categories М. Хаспельмата. Семантические карты. Лексическая типология. Диахроническая типология. Ареальная типология. Сравнительно-историческая лингвистика: генетические связи языков; языковая реконструкция.
  • Прагматика и семантика
    Формальная семантика. Речевые акты, иллокутивная сила; перформативность; высказывание и контекст; ассерция и пресуппозиция; постулаты Грайса; импликатуры. Информационная структура; тема и рема; данное и новое.
  • Междисциплинарные направления в лингвистике
    Современные фонологические школы. Автосегментная фонология. Дискурс, текст, нарратив vs. диалог. Психо- и нейролингвистика: языковые нарушения; язык и мозг; коммуникация животных. Экспериментальные подходы к изучению языковых явлений.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
    Выполняется письменно, не разбивается на варианты и состоит из небольших упражнений, проверяющих усвоение материала лекций и семинаров. Направляется студентам по электронной почте в течение модуля. Студенты направляют ответ преподавателю также по электронной почте. Преподаватель дает обратную связь студентам на следующем семинаре, разбирая основные ошибки.
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная работа предполагает выступление студентов с устными ответами, участие в дискуссии, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий.
  • неблокирующий Контрольная работа
    Выполняется письменно в аудитории. Задания для контрольной работы разработаны на основе пройденного материала. Время выполнения – 80 минут. Во время написания работы разрешается пользоваться только указанными в варианте источниками.
  • неблокирующий Экзамен
    Выполняется письменно в аудитории. Задания для экзамена разработаны на основе пройденного материала. Время выполнения – 80 минут. Не допускается пользоваться дополнительными материалами.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.14 * Аудиторная работа + 0.28 * Домашнее задание + 0.28 * Контрольная работа + 0.3 * Экзамен
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.06 * Аудиторная работа + 0.12 * Домашнее задание + 0.12 * Контрольная работа + 0.5 * Промежуточная аттестация (2 модуль) + 0.2 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Синтаксис современного русского языка: Учебное пособие / М.Ю. Федосюк. - М.: НИЦ Инфра-М, 2012. - 245 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат). (переплет) ISBN 978-5-16-004872-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/303968

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Culioli, A., Stonham, J. T., & Liddle, M. (1995). Cognition and Representation in Linguistic Theory. Amsterdam/Philadelphia: John Benjamins Publishing Company. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=399920