• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
07
Апрель

Научно-исследовательский семинар "Русская литература XVIII века за границами канона"

2018/2019
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
3-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватель


Костин Андрей Александрович

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Научно-исследовательский семинар "Русская литература XVIII века за границами канона"» знакомит слушателей с различными направлениями и аспектами изучения символической ценности литературы в приложении к текстам, значимым для истории литературного процесса в России XVIII века, но выпавшим из стандартных историко-литературных нарративов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление с различными направлениями и аспектами изучения символической ценности литературы на примере канонических и неканонических памятников русской литературы XVIII века.
  • Формирование представления о теории литературного канона и истории и предыстории становления канона русской словесности в XVIII столетии.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Определяет понятие литературного канона и дает его различные трактовки, формулирует проблемах литературных иерархий и пути их решения в истории русской словесности XVIII в.
  • Излагает основные этапы истории рукописной и печатной литературы в России XVIII века и дает им характеристику.
  • На конкретных примерах излагает историю переводов и адаптации в России XVIII века, объясняет культурно-исторические причины и описывает контекст этих явлений.
  • Анализирует на фактическом материале место поэзии и фикционального нарратива в школьном куррикулуме.
  • Обосновывает связь литературы и письма, истории, географии в школьном курсе и в более широкой историко-культурной перспективе.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Канон и русская литература XVIII века
    Понятие литературного канона и его трактовки. Канон и/или каноны; метаморфозы канона. Проблема литературных иерархий. Литературные генеалогии и литературная учеба. История лите- ратуры и формирование канона. XVIII век как переходный период русской литературы. Историко- литературные теории иканоничность текстов XVIII века.
  • Высокая и массовая литература
    Массовая литература. Бестселлер и шедевр. Жанр и жанровая литература. Рукописная и пе- чатная литература в России XVIII века. Членение книжного рынка и конструирование массо- вого читателя. Лубок.
  • Взаимодействие национальных канонов
    Литература культуры. Литература языка. Национальная литература. Мировая литература. Распространение текстов. Перевод и адаптация в России XVIII века. Инфраструктура пере- вода. Выбор авторов. Переводческие стратегии. «Свое» и «чужое».
  • Школа и литературный канон
    Введение Практики обучения и формирование литературного канона. Автор и священный текст в шко- ле. Чтение автора как школьная практика в античности, Средних веках и раннее Новое время. «Чте- ние автора», «словесность» и «литература». Школа и национальный канон. Место поэзии и фикци- онального нарратива в школьном куррикулуме.
  • Фикциональный нарратив, нравоучение и поэзия в школьном каноне и вопросы истории русской литературы XVIII века
    Практики обучения чтению в России XVII – XVIII века. Поэтика, риторика, «чистый стиль», «украшенное слово». Хрестоматийный текст и литература. Письма, история, география в школьном курсе и их связь с литературой. Учебники поведения, «зерцало государя» и литература. Поэзия и проза XVIII века с точки зрения школы.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Коллоквиум
    Коллоквиум предполагает выступление студентов с устными ответами, проверяющими усвоение материала. Студентам заранее известны вопросы.
  • неблокирующий Презентация
    Устное сообщение - презентация по материалам обсуждаемых работ и собственного исследования. Тема для проведения исследования выбирается из предложенного перечня. Возможно сформулировать тему самостоятельно, в рамках пройденного материала и по согласованию с преподавателем. Длительность презентации 7-10 минут. Источники подбираются студентом самостоятельно.
  • неблокирующий Экзамен (эссе)
    Письменная работа, которая требует привлечения текстов разных жанров в рамках рассмотрения той или иной теоретически значимой проблемы(темы) (объемом 3-4 тыс. слов). Эссе выполняется студентом вне аудитории по одной из предложенных тем. Источники для раскрытия темы эссе подбираются студентом самостоятельно.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.35 * Коллоквиум + 0.35 * Презентация + 0.3 * Экзамен (эссе)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Damrosch, D. (2009). How to Read World Literature. Chichester, U.K.: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=267017
  • Golburt, L. (2014). The First Epoch : The Eighteenth Century and the Russian Cultural Imagination. Madison, Wisconsin: University of Wisconsin Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=809054
  • Hammond, M., & Fraser, R. (2008). Books Without Borders, Volume 1 : The Cross-National Dimension in Print Culture. Basingstoke [England]: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=379593

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Black, R. (2001). Humanism and Education in Medieval and Renaissance Italy : Tradition and Innovation in Latin Schools From the Twelfth to the Fifteenth Century. Cambridge, UK: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=74141
  • Green, I. M. (2009). Humanism and Protestantism in Early Modern English Education. Farnham, England: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=292497
  • Екатерина Игоревна Кислова. (2015). “Latin” and “Slavonic” Education in the Primary Classes of Russian Seminaries in the 18th Century. Slověne = Словѣне. International Journal of Slavic Studies, (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16217611