• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
07
Апрель

Теория и типология мирового фольклора

2017/2018
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
2-й курс, 2, 3 модуль

Преподаватель


Богданов Константин Анатольевич

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Теория и типология фольклора» знакомит слушателей с классическими и новейшими подходами в фольклористике и дает инструменты для критического осмысления проблем этой научной дисциплины. Фольклор – пространство культуры, в котором сосуществуют разноплановые явления: архические мифы и ритуалы, прозаические и поэтические жанры, заговоры и дидактические наставления, скорбные и комические тексты, суеверия и приметы, опыт коллективной традиции и прецеденты текущей повседневности: мемы и значимые образы массовой культуры, осложняющие традиционный фольклор новыми коллективно важными смыслами. Для того чтобы разобраться в этом многообразии, необходимо ориентироваться в истории научных подходов к тому, что позволяет классифицировать фольклор с разных точек зрения как формального, так и содержательного свойства. Это именно тот случай, когда объект фольклористики – сколь бы широким он сегодня ни представлялся – непосредственно связан с теоретической оптикой его исследователей. Главный вопрос курса заключается в том, что считать фольклорной традицией и каким образом она себя обнаруживает. В ходе курса, включающего в себя лекции и семинарские занятия, студентам предлагается испытать себя в роли исследователей, интересующихся взаимосвязями коллективного и индивидуального, традиционного и инновативного в культуре и социальной жизни.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление слушателей курса с современным состоянием теоретического знания о фольклоре
  • Формирование навыков применения теоретических знаний к анализу фольклора, массовых текстов и символических практик
  • Формирование представления о жанрах фольклора, о его связи с ментальностью, культурной историей и социальным порядком
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Определяет предмет фольклористики и круг рассматриваемых в ней проблем. Описывает и оценивает взаимодействие фольклористики со смежными дисциплинами. Перечисляет фольклорные жанры. Определяет оппозиции коллективного и индивидуального, устойчивого и вариативного. Дает определение синкретизма.
  • Воспроизводит типологию магико-ритуальных форм и рассуждает о социальной и мировоззренческой природе магии. Изд=лагает принципы подобия и пратиципации, магического этикета, его временной и пространственной обусловленности.
  • Называет и разъясняет календарные обрядах в их связи с ритуальным фольклором. Различает циклическое и векторное время, описывает специфику традиционного календаря, разбирает ритуальные предикаты фольклора.
  • Описывает особенности обрядов жизненного цикла, половозрастную структуру традиционного общества и структуру переходного обряда, обрядов посвящения. Дает определения понятиям "лиминальность" и "коммунитас" и указывает на актуальность этих категорий в современном социокультурном устройстве.
  • Разбирается в традиционных представлениях о смерти, загробном мире, душах и их отражении, культе мертвых в похоронной и календарной обрядности и фольклорном нарративе. Дает описание жанра "причитания".
  • Анализирует параметры мифологического мышления на примерах мифического и архетипического нарратива, согласно теории «основного мифа». Объясняет различие между мифом и сказкой и мировоззренческие основы сказочной прозы, излагает особенности истории собирания и изучения сказок.
  • Ориентируется в сказочных жанрах и описывает структуру волшебной сказки, идентифицирует формулы сказки. Дает определение трикстера в фольклоре.
  • Имеет представление о функциях и формах устной прозы в системе культуры. Дает обоснование «низшей мифологии» в фольклористике, называет типы исторических преданий и иных устных повествовательных форм.
  • Воспроизводит ход становления эпических традиций, анализирует поэтику эпоса, русских былин. Объясняет принцип действия "эпической формулы" и закон хронологической несовместимости.
  • Очерчивает суть балладного конфликта и балладной топики, приводит примеры тем и сюжетов славянских баллад. Объясняет различие между балладой и эпосом и принцип мелодраматической модальности.
  • Описывает принципы классификации фольклорной лирики, обрисовывает особенности ее поэтики и выявляет специфику лирического сюжета в народной песне на конкретном примере.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Фольклор как предмет филологической науки
    Фольклор как предмет филологической науки. Фольклористика и смежные дисциплины: эт-нография, культурная антропология, этнолингвистика. Функции фольклора в системе социальной практики. Понятие жанра в фольклоре: поэтика, семантика и прагматика; характеристика существую-щей классификации фольклорных жанров. Специфика фольклора. Коллективное и индивидуальное начало, устойчивость и вариативность, понятие традиционности, способ бытования. Проблема син-кретизма. Фольклор в отношении к представлениям и верованиям. Взаимоотношение фольклора и литературы.
  • Понятие ритуала
    Понятие ритуала. Типология магико-ритуальных форм. Социальная и мировоззренческая природа магии. Принципы подобия и пратиципации. Коммуникативная природа магии. Виды маги-ческого этикета, его временная и пространственная обусловленность. Оберег, его вербальные и не-вербальные формы. Заговор: единство слова, действия и предмета в магической деятельности. Структура традиционного заговорного текста, его образы.
  • Календарные обряды и ритуальный фольклор
    Календарные обряды и ритуальный фольклор. Понятие иерофании и иеротопии в работах Мирча Элиаде и Роже Кайуа. Циклическое и векторное время. Основные черты традиционного календаря: солнечный и лунный циклы в календарной обрядности народов Европы. Ритуальные темы и предикаты: культ мертвых, культ растений, трапезы, праздничные миграции, травестия, шествия, жертвы и дары.
  • Обряды жизненного цикла
    Обряды жизненного цикла. Половозрастная структура традиционного общества. Структура переходного обряда. Лиминальность. Социальный и биологический возраст: возрастные кризисы и обряды посвящения. Понятие коммунитас. Формы коммунитас в традиционных и современных обществах.
  • Традиционные представления о смерти, загробном мире, душе и их отражения в похоронном обряде и фольклорном нарративе
    Традиционные представления о смерти, загробном мире, душе и их отражения в похоронном обряде и фольклорном нарративе. Культ мертвых в похоронной и календарной обрядности. Похоронный обряд. Структура и ход обряда. Жанр причитаний: литературные памятники и живые традиции. Традиционное и импровизационное начало в плачах. Поэтика причитаний. Язык мертвых.
  • Мифы и сказки
    Мифы и сказки. Миф: язык, речь и личностная форма. Мифологическое мышление, мифические нарративы и теория "основного мифа". Мифы и архетипы. Мировоззренческие основы сказочной прозы: сказка и действительность. История собирания и изучения сказок. Указатели сказочных сюжетов. Сказка как речевой жанр.
  • Сказочные жанры
    Сказка. Классификация сказочных жанров, предложенная В. Я. Проппом. Другие подходы к жанру сказки: работы А. Н. Никифорова, Н. М. Герасимовой, Е.С.Новик. Типо-логия мотива и морфология текста. Сказочные жанры. Волшебная сказка: общая характеристика, основные сюжеты, морфоло-гия, состав персонажей. Формулы волшебной сказки. Сказки о животных: основные сюжеты, персонажи. композиция. Зоо- и орнитоморфные мета-форы в мировом искусстве. Бытовая или сатирическая сказка: сюжетные типы, характеристика. Роль трикстера. Вопрос о ее происхождении. Новеллистические сказки.
  • Устные нарративы
    Устные нарративы. Функции устной прозы в системе культуры. Формы бытования: меморат, фабулат, свидетельство. Мифологическое представление, мифологический рассказ и понятие «низ-шей мифологии» в фольклористике. Демоны границ. Исторические предания, их основные типы. Предания в составе древних летописей и хроник. Предания и категория истории. Понятие медленного времени. Легенда: проблемы происхождения, формы бытования, функции. Легенда и религиозные практики.
  • Эпические традиции, история становления понятия
    Эпические традиции, история становления понятия. Эпические памятники и живые эпические традиции. Эподы. Поэтика эпоса: пространство, время, былинные герои, характер конфликта, эпи-ческий язык. Закон хронологической несовместимости. Русские былины.
  • Фольклорные баллады
    Фольклорные баллады. Балладный конфликт и балладная топика. Темы и сюжеты славянских народных баллад. Старая баллада и эпос. Лирическое и эпическое начало в балладном жанре. новая баллада и жестокий романс. Понятие мелодраматической модальности.
  • Фольклорная лирика
    Фольклорная лирика. Принципы классификации. Проблема лирического сюжета в народной песне и проблема целостности традиционного текста. Поэтика фольклорной лирики: эпитеты, психологический параллелизм, метафора, композиционные особенности.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа
    Письменная аудиторная работа по вариантам, длительностью 70 минут. Темы для контрольной работы разрабатываются на основе пройденного материала. Студент имеет возможность подготовиться по материалам занятий. Пользоваться источниками на контрольной работе не разрешается.
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная работа предполагает выступление студентов с устными ответами, участие в дискуссии, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий.
  • неблокирующий Итоговый контроль (эссе)
    Письменная работа, которая требует привлечения текстов разных жанров в рамках рассмотрения той или иной теоретически значимой проблемы(темы) (объемом 3-4 тыс. слов). Эссе выполняется студентом вне аудитории по одной из предложенных тем. Источники для раскрытия темы эссе подбираются студентом самостоятельно.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.32 * Аудиторная работа + 0.2 * Итоговый контроль (эссе) + 0.48 * Контрольная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Погребная Я.В. - Актуальные проблемы современной мифопоэтики: учебное пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - 322с. - ISBN: 978-5-9765-1135-4 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/79270
  • Русская цивилизация и фольклор. Мир сказки : монография / А.А. Гагаев, П.А. Гагаев. — М. : РИОР : ИНФРА-М, 2017. — 202 с. — (Научная мысль). — DOI: https://doi.org/10.12737/3777. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/772494

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Богатырева, Ж. (2014). От Мифа К Сказке (Сравнительный Анализ). МИР НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ, (6 (49)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15718989
  • Хангалов М.Н. - Балаганский сборник: сказки, поверья и некоторые обряды у северных бурят - Издательство "Лань" - 2014 - 291с. - ISBN: 978-5-507-40945-7 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/52789