Студенты - абитуриентам: учеба на востоковедении в Питерской Вышке
Что ждут студенты от обучения на востоковедении? Чем они занимаются на протяжении пяти лет обучения, и хватает ли времени на что-то, кроме освоения насыщенной программы? Легко ли сохранить скидку на обучение? На наши вопросы отвечает студент будущего выпускного курса, председатель Студсовета Питерской Вышки Руслан Мифтахутдинов.
Расскажите немного о себе: что привело Вас в Вышку, почему на востоковедение?
Признаться, я сам до сих пор не понимаю, как я оказался на востоковедении в Питерской Вышке — вплоть до сдачи ЕГЭ я думал, что буду поступать в Москву, в МГУ, на международные отношения, стану дипломатом и буду заниматься важными делами в стенах какого-нибудь министерства. Именно поэтому в восьмом классе я принял решение готовиться к олимпиадам. Приняв участие во многих вузовских олимпиадах, я понял, что мне ближе всего по духу именно Высшая школа экономики. И даже не спрашивайте, почему — я сам не знаю! По итогам участия в олимпиадах я стал призером регионального этапа ВСОШ по китайскому языку, дважды призёром Высшей пробы по русскому языку, призёром Высшей пробы по истории и призером Ломоносова по истории. В общем, не жизнь, а сказка!
На своё совершеннолетие, в мае, за две с половиной недели до последнего звонка, я совершенно внезапно улетел в Петербург. Именно тогда я понял, что не хочу отсюда уезжать и дал себе слово, что скоро вернусь. Потом на это решение наложился и тот факт, что я внезапно не подтвердил профильные олимпиады ВШЭ и МГУ по истории — вместо ожидаемых 80 баллов я получил только 63. В Петербурге баллы для приема в тот год были чуть пониже, поэтому все встало на свои места, и потом я даже не пытался подавать документы в другие университеты.
Востоковедение привлекало и привлекает меня по сей день своим необъятным пространством для профессионального и личностного роста, и я знал, что в рамках этого пространства так или иначе смогу себя найти. Сейчас я ощущаю, что мои запросы реализованы.
А что, как Вам кажется, привлекает на программу других студентов? Кто на неё поступает?
Я не буду ссылаться на упоминающийся многократно тезис про поворот России на Восток… При желании, можно проанализировать доктрину внешней политики России, договоры, которые регламентируют отношения России с Китаем, Вьетнамом, Индонезией, Египтом, Ираном, и все станет очевидно.
Кроме этого, я думаю, что студентов может привлекать то пространство вариантов, которое даёт востоковедный проект Питерской Вышки — не каждый университет может предложить изучение четырёх языков и самых разных майноров и специализаций в бакалавриате! Конечно, наличие такого комплекса навыков в резюме даёт определенную уверенность в завтрашнем дне.
Мне кажется, на нашу образовательную программу в своём большинстве поступают ребята, которые не боятся бросать вызов себе, преподавателям, окружающему миру, уже устоявшимся традициям и устоям. Это те ребята, которые не боятся исследовать, не боятся пробовать себя в самых разных ипостасях и от каждого мгновения жизни готовы взять максимально возможный объём пользы и знаний.
Ходят легенды о том, что у востоковедов ни на какие внеучебные активности времени нет, нужно недосыпать и «учиться, учиться и ещё раз учиться». А Вы и учитесь отлично, и Студсоветом руководите. Можно, получается, все успевать?
Если очень захотеть, можно в космос полететь! А чтобы совмещать учебу на востоковедении и заниматься чем-то внеучебным, очень сильно хотеть и не нужно.
Когда я говорю про что-то «внеучебное» применительно к себе, то в первую очередь подразумеваю научную деятельность. На третьем курсе, который у нашего набора считается самым сложным (3 языка, майнор, НИС и дисциплины по концентрации), я начал исследовать политику идентичности АСЕАН. Со своими докладами на эту тему я трижды выступал в центре АСЕАН при МГИМО, в московском кампусе РАНХиГС (доклад был признан лучшим) и в Московской Вышке. Кстати, иногда Вышка оплачивает студентам поездки на конференции. На 3 курсе я ездил в Москву за счёт ВШЭ, а на 4 уже за счёт принимающей стороны - МГИМО. Наука в целом и тема моих исследований мне очень нравятся.
На четвёртом курсе я сместил акцент с научной деятельности на практическую: после полутора лет работы на посту главреда Комитета по качеству образования и руководства секретариатом я возглавил Студсовет Питерской Вышки. Я поставил перед собой задачу превратить Студсовет в кузницу трендов университетского сообщества и платформу для самореализации студентов. За прошедший год совместно с коллегами мы сделали более 10 проектов, за 3 из которых студенты могли получить кредиты. Также мы написали стратегию по ментальному благополучию и провели одну из первых в России Недель ментального здоровья. Признаться, мне нередко казалось, что Студсовету я уделяю куда больше времени, чем учебе или науке. Тем не менее, мне удалось реализовать значительную часть задач в Студсовете и при этом достойно завершить учебный год.
Сейчас я планирую продолжать совмещать свои многочисленные идентичности. Так, недавно я стал оператором по фандрайзингу первой лаборатории классического востоковедения Laboratorium Orientale. Буквально в конце июля мы вместе с Ольгой Андреевной Бонч-Осмоловской подготовили заявку для грантового конкурса от Федерального агентства по делам молодежи. Также я сейчас анализирую существующие труды по теме диплома и будущих докладов для конференций. Короче говоря, возможно все!
А чем занимаются Ваши однокурсники? Тоже наукой?
Список всех наших активностей такой разнообразный и обширный, что есть ощущение, что его можно продолжать бесконечно!
Например, кореистка Екатерина Бойчева до недавнего времени возглавляла студенческую ивент-организацию ШСГНИДЮВ. Японист Глеб Истрашкин в составе команды делегатов Студсовета выиграл грант на проведение Недели практической медицины в Питерской Вышке. Китаистка Аня Дубинец является одной из руководительниц турклуба Питерской Вышки, а Катя Мельникова руководит Китайским клубом.
Буквально на днях я с радостью узнал, что студентка второго курса Стефания Логинова, которая была куратором нашей программы в прошедшем учебном году, стала одной из руководительниц HSE Music. Ее коллега по кураторству, Андрей Вовк, возглавляет студенческое научное общество ОП «Востоковедение», которое отвечает за организацию и проведение конференции «Актуальные проблемы исследования стран Азии и Африки: традиции и современность».
Конечно же, есть и те, кто развивается в рамках Laboratorium orientale — Ольга Хрулёва является лаборантом-исследователем, а Елизавета Еланская отвечает за развитие соцсетей Лаборатории. Елизавета, кстати, ещё успела поработать волонтёром информационной службы на Петербургском международном экономическом форуме в этом году!
Ещё ребята активно участвуют в проектах Студсовета: Анастасия Серебрякова писала вместе с нами стратегию по ментальному благополучию, Марина Беляева была оператором в проекте Studsovet.Production, а студентки третьего курса Гусаревич Настя и Гусаревич Аня, были в команде Studsovet.Massmedia и проверяли программы учебных дисциплин.
А про проекты я и говорить не буду — их слишком много! С каждым из них вы можете познакомиться на Ярмарке проектов, настроив фильтры «Кампус в Санкт-Петербурге» и «для студентов ОП «Востоковедение». Просто в качестве примера: на Ярмарке проектов уже можно записаться на проект авторства Нгуен Тхи Тхао Ань, цель которого — создание Вьетнамского клуба. Жду, когда меня позовут клуб АСЕАН делать…
Как бы Вы сформулировали главное отличие вышкинца-востоковеда от других студентов ВШЭ? Или его и нет вовсе?
Вышкинцы-востоковеды — это те люди, на лице которых за три минуты может случиться весь эмоциональный спектр: сначала радость от девятки за контрольную, потом гнев из-за того, что пару на восемь утра перенесли, потом изумление от количества литературы, которую надо прочитать к ближайшему семинару… Что характерно, даже в такие моменты вышкинцы-востоковеды всегда остаются по-восточному мудрыми, вежливыми и интеллигентными. Несмотря ни на что.
Чем ещё живут студенты-востоковеды? Всех, очевидно, волнует рейтинг?
История с рейтинговой системой в целом очень непростая, потому что бывают случаи, когда судьбу скидки или перехода на бюджет решает одна или несколько десятых балла. Вот как здесь не бороться за каждую оценку?
Я вспоминаю свой первый курс, когда поступил со скидкой 50%. Весь год мне снились одни десятки и первое место в рейтинге, но по итогам первого курса именно пятидесятипроцентная скидка у меня и осталась. Сказать, что я был расстроен — все равно, что ничего не сказать, ведь так хотелось на бюджет!
Как следствие, я начал винить себя, что все со мной не так, а по итогу в начале второго курса меня начало подводить здоровье. И тогда я решил, что скидка 50% — это очень даже хорошо! Я сохранил её ещё на один год, по итогам третьего курса у меня уже была скидка 70%, а в начале четвёртого курса я перевёлся на долгожданный бюджет.
Все это время я, конечно, очень пристально следил за рейтингом, ибо не хотелось расстраивать родителей новостями о повышении стоимости обучения. Перестав заострять своё внимание на рейтинге, к началу третьего курса я стал получать истинное удовольствие от пар китайского и вьетнамского, майнора и предметов концентрации, то есть акцент был сделан на процессе, а не на результате. Думаю, в итоге именно это и повысило качество моего обучения и помогло мне перейти на бюджет.
Вместе с тем я видел многие примеры, когда однокурсники жили яркой, полной интересных событий жизнью, и при этом успевали хорошо учиться. Поэтому я отвечу так: да, рейтинг волнует, но свет на рейтинге клином не сошёлся. Важно никогда об этом не забывать!
Что бы Вы посоветовали нашим студентам и абитуриентам?
1. Мечтайте и визуализируйте свои желания. Пусть люди смеются, завидуют и говорят, что ничего не выйдет, что это невозможно и так далее. Помните, что если вы сами того захотите, то получится абсолютно все.
2. Не бойтесь показаться глупыми на семинарах или на лекциях. Лучше переспросите, скажите, что какие-то процессы недопоняли — вам же потом экзамены писать, а оценку «0» получить мало кто хочет, не так ли?
3. Делайте выбор сердцем. Желательно своим. Выбираете ли вы майнор, язык ли, концентрацию ли, тему КР/ВКР ли — исходите из того, что вам по душе. Мой собственный опыт показывает, что вещи, сделанные не из-под палки, имеют бóльший эффект.
4. Откажитесь от перфекционистских установок. Получили 7? 6? 5? Не переживайте, потому что ещё есть оценки 3,2,1 и 0. Да, вы поступили или проступаете с высокими баллами ЕГЭ, но всё-таки ЕГЭ — история про шаблонное мышление. Отойдите от шаблонов и не бойтесь получать разные оценки. Даже у тех, кто находится в топе рейтинга, бывают оценки ниже 5. И помните: done is better than perfect.
5. Не забывайте, что все мы — люди, существа эмоциональные. Может так случиться, что одногруппник или преподаватель могут что-то не совсем корректно сказать. Постарайтесь относиться к таким оговоркам как можно спокойнее, стремитесь к тому, чтобы вы понимали ваших одногруппников и чтобы ваши одногруппники понимали вас.
И самое главное: верьте в себя! Все обязательно получится.