В Питерской Вышке обсудили интеграцию ИИ в изучение восточных языков и культур
Цифровая эпоха меняет образование — искусственный интеллект уже сегодня помогает студентам переводить и анализировать тексты не только на европейских, но и на восточных языках, писать эссе и рефераты. На межкафедральном методологическом семинаре преподаватели Института востоковедения и африканистики НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург обсудили, как превратить ИИ в мощный инструмент обучения, изменить программы дисциплин и сохранить высокий статус преподавателя.
В Питерской Вышке прошел семинар «ИИ в востоковедном образовании: методическая перезагрузка». Он продолжил серию мероприятий Института востоковедения и африканистики, направленную на актуализацию образовательных программ. Главный вопрос дискуссии: как и что необходимо поменять в учебных дисциплинах в связи с внедрением технологий ИИ в образовательный процесс.
«Большинство преподавателей-востоковедов нашей программы уже прошли повышение квалификации в области применения технологий ИИ в образовательном процессе. В течение 2024/25 учебного года мы применяли в работе новые формы заданий, делились опытом друг с другом, получали отзывы от студентов. Теперь мы создаем платформу для обмена опытом и лайфхаками для преподавателей в актуальном режиме и внедряем технологии в образовательный процесс не инициативно, а централизованно. Позитивные изменения и первые результаты заметны уже сейчас, студенты об этом пишут нам в СОП. На самом деле, крайне приятно получать отзывы студентов, где средняя (и объективная в силу анонимности) оценка у 100 преподавателей Института составляет 4,73 из 5. Большинство наших, кстати весьма продвинутых, студентов уже понимает, что в Вышке работают преподаватели, которые разбираются в современных технологиях не хуже молодежи, и у них есть чему поучиться и в этой сфере тоже», — комментирует заместитель директора Института востоковедения и африканистики Мария Солощева.

Участники семинара представили свои разработки и кейсы использования ИИ-инструментов в изучении восточных языков и лекционных дисциплин. Преподаватели активно обсуждали трансформацию профессиональных компетенций: какие навыки приобретают особую значимость в новых реалиях, а какие постепенно теряют актуальность.
Особое внимание было уделено пересмотру учебных программ. Эксперты анализировали, какие традиционные задания следует исключить из образовательного процесса, и одновременно искали инновационные формы работы со студентами, которые позволят максимально эффективно использовать возможности современных технологий. Не менее важным вопросом стала модернизация системы оценок с учетом новых реалий цифрового образования.
«На семинаре преподаватели определили, какие новые формы заданий с применением ИИ оказались наиболее интересными и полезными, наметили конкретные шаги по обновлению учебных курсов. Обсудили, какие задания еще не может сделать нейросеть, с какими восточными языками генеративные модели работают лучше или хуже, какие у них бывают типовые ошибки», — комментирует Мария Солощева.
Преподаватели разобрали кейсы с применением ИИ в письменных исследовательских работах студентов, а также поговорили о том, как нейросети помогают с выполнением заданий на арабском, турецком, китайском, корейском и японском языках.

Результатом работы стало составление перечня рекомендованных изменений в программы учебных дисциплин для востоковедов, а также план мероприятий по методологической работе в 2025/26 учебном году в контексте внедрения технологий ИИ в образовательный процесс. Начиная с сентября 2025 года программа каждой учебной дисциплины, реализуемой Институтом востоковедения и африканистики, будет включать элементы использования технологий ИИ.