«Пять шагов на пути в востоковедение»: советы директора Института востоковедения НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург абитуриентам
Что такое современное востоковедение? Как выбрать подходящую востоковедную образовательную программу и чем они отличаются? Мы спросили у директора Института востоковедения и африканистики НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург профессора Евгения Зеленева, какие советы он может дать абитуриентам 2025 года.
Дорогие абитуриенты и все, кто интересуется современным востоковедением! Близится время подачи документов в российские университеты, имеющие программы востоковедного бакалавриата. Таких университетов в России 22, и в каждом из них — свое востоковедение. Парадоксально, но факт: на сегодня — май 2025 года — в российском научном сообществе нет общепринятого определения востоковедения.
Поэтому первый шаг: постарайтесь понять, что в данном конкретном университете называют понятием «востоковедение».
Если вам скажут, что востоковедение — комплексная наука или комплекс наук, а учить вас будут либо только филологии, либо только истории плюс восточным языкам, то задумайтесь, чем отличается лингвист или историк со знанием европейских языков от востоковеда-историка или востоковеда-филолога со знанием, например, китайского. Ничем! Они — просто историк и филолог. Где же здесь востоковедение? Ответ очевиден. То же и с востоковедами-экономистами и востоковедами-политологами, если их обучают на востоковедных программах. Это просто экономисты и политологи со знанием восточного языка. «А где же здесь востоковедение?» — спросим мы еще раз и дадим его определение.
Востоковедение — научное направление и соответствующая ему модель образования, объектом изучения которого выступает человек, общество, языки и культура азиатско-африканского ареала, а научной методологией — комплексное применение методов гуманитарных и социально-политических наук с целью получения нового знания трансдисциплинарного уровня с опорой на тексты на восточных языках.
Чтобы смысл этого определения был более понятен, прочитайте сравнительно небольшую статью про востоковедение в России, которая специально адресована тем, кто хочет сделать осмысленный выбор своего профессионального пути.
Второй шаг: задайтесь вопросом, чему учат на востоковедной программе данного конкретного бакалавриата. Если вам не предоставят внятные и понятные учебные программы, а также четкие учебные планы на каждый год обучения — задумайтесь, почему так происходит. Гриф секретности на эти документы никто не налагал. Так почему образовательное учреждение скрывает то, чем должно было бы гордиться, что могло бы служить для него лучшей и честной рекламой?
В Институте востоковедения и африканистики НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург все учебные планы доступны, а программы можно при желании получить, обратившись на сайт. Начать предлагаю с небольшого буклета, который разрабатывали лучшие умы нашего Института востоковедения и африканистики специально для абитуриентов востоковедного бакалавриата 2025 года, то есть персонально для вас.
Третий шаг: узнайте, кто вас будет учить. На самом деле это может быть важнее, чем формальный ответ на вопрос: чему будут учить? Дело в том, что слово «учить» происходит от старославянского корня, означавшего понятия «привыкать» или «приручать», к которому восходят такие важные слова, как навык, обычай, привычка и, конечно, наука.
А разве можно дать себя приручить и позволить влиять на ваш образ мысли и жизни человеку, которого вы плохо знаете и не вполне доверяете? Ответ: маловероятно. Но это в жизни, а в учебе почему-то мы часто некритично вверяем себя учителю не по нашему выбору, а по его формальной должности.
Представление о преподавателях Института востоковедения и африканистики вы можете составить, обратившись на страницы Института и кафедр, а также заглянув в соцсети на сайты наших востоковедных клубов: Клуб ближневосточных и африканских исследований, Китайский клуб, Корейский клуб, Японский клуб, Клуб исследований искусств Востока.
Средний возраст ваших будущих преподавателей — от 35 до 40 лет! Это молодые и энергичные люди в возрасте акме — так в Древней Греции называли возраст расцвета физических, психологических, социальных и, самое главное, творческих сил. Абсолютное большинство наших преподавателей — вполне состоявшиеся специалисты, ученые, педагоги и успешные личности, уже имеющие российские или зарубежные научные степени. Кто-то из ваших будущих преподавателей совмещает преподавание с работой в государственных структурах (МИД, Минэкономразвития, «Газпром», «Роснефть», Эрмитаж, Россотрудничество, РАН и др.). Мы называем их преподаватели-практики, они имеют особый весьма почетный статус в НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург.
Четвертый шаг: постарайтесь понять, кем вы сможете стать после окончания именно этого университета, и соответствует ли это вашим планам. Концепция нашего востоковедного проекта в НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург ставит задачу дать вам комплексное филолого-историческое образование, включающее углубленное изучение стран основного и второго восточного языка, принципов регионоведения и межрегиональных исследований, социально-культурной антропологии и не менее двух восточных и двух европейских языков. Украшением проекта являются шесть углубленных специализаций: экономика, история и теория международных отношений, политология, социология, религиоведение и философия, культурология и искусствоведение. Вы сможете совершенно свободно выбрать их в конце второго курса и осваивать три последующих года обучения (наш бакалавриат — пятилетний, для востоковедного образования, где значительный объем часов занимает изучение языков, это совершенно необходимо). Такая система делает нашу программу не только фундаментально востоковедной, но и по-современному практико-ориентированной, то есть рассчитанной не на уже сложившийся рынок труда, а на некоторую перспективу, когда вы завершите учебу. Делая выбор и овладевая специализациями, вы разделяете с вашими преподавателями ответственность за то, что вы будете знать, уметь и понимать после пятого курса.
Узнать все — нереально, а стремиться к этому — иррационально, поэтому в нашем проекте мы пытаемся не только научить, но и раскрыть смысл приобретения знаний в современном быстро меняющемся мире. Именно поэтому большинство курсов и семинаров вам не навязано программой, а есть результат вашего осознанного выбора.
Шаг пятый и завершающий: в принципе, четыре вышеназванных шага достаточны для выбора: куда пойти учиться будущему востоковеду. Но в некоторых восточных культурах цифра четыре не считается благоприятной. Например, китайцы пытаются избегать ее во всех сферах. Не из суеверия, а из уважения к традиции, которая в восточных культурах означает больше, чем в культуре западного модерна, добавим еще один — пятый шаг, впрочем, немаловажный.
Любите, уважайте и изучайте себя: только вы сами можете правильно решить, что на самом деле хотите, как планируете жить, чем заниматься. Мода, советы родных и близких, финансовые факторы могут влиять на ваш выбор, но только рекомендательно. Решать все равно должны вы сами. Для этого узнайте как можно больше о стране и регионе, которые вы планируете изучать несколько следующих лет, а может быть, и всю жизнь, слушайте свой внутренний голос, который, как правило, не лжет, и не бойтесь менять первоначальный план действий: познавая себя, вы меняетесь, и, следовательно, меняются ваши пристрастия и приоритеты.
Дорогие абитуриенты! Желаю всем вам удачи и успеха!