• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Китайский язык

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
8
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
3-й курс, 1-4 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Целями освоения дисциплины «Китайский язык» являются овладение знаниями и компетенциями в области современного китайского языка – фонетикой, графикой, нормативной грамматикой и лексикой в объеме, предусмотренном настоящей программой. Данный курс носит междисциплинарный характер, что обусловлено спецификой подготовки бакалавра по направлению «Востоковедение и африканистика», направленной на широкопрофильное обучение, которая требует использование материала и комментариев к нему по различным научным отраслям. В результате успешного прохождения курса студент осваивает следующие компетенции: знать фонетический и лексико-грамматический строй китайского языка. Владеть нормативным произношением и ритмом речи и применять их для повседневного общения. Иметь навыки иероглифического письма, грамматические навыки, позволяющие понимать основные языковые материалы о повседневной жизни; навыки ведения беседы и диалога на китайском языке (путунхуа) в объеме, предусмотренном данной программой, использовать адекватные социо-культурные модели коммуникации в типовых ситуациях. Уметь читать и переводить тексты в объеме, предусмотренном данной программой с китайского языка на русский и с русского языка на китайский. Владеть лексикой в объеме, определенном материалом базовых учебников. Владеть основными навыками лингвистического и филологического анализа текста на китайском языке.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Овладение знаниями и компетенциями в области современного китайского языка – фонетикой, графикой, нормативной грамматикой и лексикой в объеме, предусмотренном программой.
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Владеет нормативной фонетикой, базовой грамматикой, орфографическими, лексическими и грамматическими нормами китайского языка, а также базовой лексикой.
  • Умеет понимать устную речь на бытовые темы, читает и понимает тексты на китайском языке на бытовые и др. часто встречающиеся темы, при необходимости привлекая словари. Делает сообщения, доклады (с предварительной подготовкой), участвует в обсуждении предложенных тем, не носящих узкоспециальный характер (задавать вопросы и отвечать на вопросы).
  • Обладает навыками устного и письменного перевода с китайского языка на русский и с русского на китайский. Владеет навыками разговорно-бытовой речи (нормативным произношением и ритмом речи, применяя их для повседневного общения), а также соблюдает речевой этикет.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 2 год обучения. Модуль 1. Практический курс китайского языка. Урок 8. 11路车车站怎么走? [Где остановка 11 автобуса ?].
    Вопросительное местоимение 怎么 “как”,”каким образом”. Локативы. Предложения со значением существования с глаголами 是、有. Текст: 在校园外边 [За пределами кампуса]. Предлог 往 “к, в, до, на”. Порядковые числительные. Текст: 在校园外边2 [За пределами кампуса 2]. Выполнение лексических и грамматических упражнений на закрепление материала. Конструкция 离。。。近/远 [близко/далеко от…]. Текст: 在校园里 [На территории кампуса]. Выполнение лексических и грамматических упражнений на закрепление материала.
  • 2 год обучения. Модуль 2. Практический курс китайского языка. Урок 9-10. Урок 10. 这儿的菜真好吃 [Здесь очень вкусно готовят].
    Модальные глаголы. Знаменательный глагол 要 “просить”, “хотеть”. Текст: 在校园里 [В Университете]. Выполнение лексических и грамматических упражнений на закрепление материала. Удвоение (редуплекация) глагола. Числительные 二、两. Текст: 在川菜馆儿 [В ресторане сычуаньской кухни]. Выполнение лексических и грамматических упражнений на закрепление материала. Сравнение наречий степени 真、很. Конструкция 太。。。了. Союзы 可是、但是、不过 [“но, однако”, “но, однако”, “но, впрочем”]. Текст: 在川菜馆儿吃完饭 [Закончить обедать в ресторане сычуаньской кухни]. Выполнение лексических и грамматических упражнений на закрепление материала.
  • 2 год обучения. Модуль 3. Практический курс китайского языка. Уроки 11-13. Урок 11. 今天星期二 [Сегодня вторник].
    Способы выражения дат и времени. Предложения с именным сказуемым. Текст: 在校园里 [В Университете]. Выполнение лексических и грамматических упражнений на закрепление материала. Существительные в роли обстоятельства времени. Выражения приблизительного количества и времени. Текст: 红楼梦 [«Сон в красном тереме»]. Выполнение лексических и грамматических упражнений на закрепление материала. Модальный глагол要. Сравнение модальных глаголов 要、想. Предлог 给. Разделяемые слова. Выполнение лексических и грамматических упражнений на закрепление материала.
  • 2 год обучения. Модуль 3. Практический курс китайского языка. Уроки 11-13. Урок 12. 苹果多少钱一斤 [Сколько стоит полкило яблок].
    Денежная система КНР. Числительные от 100 до 10000. Текст: 在果蔬店 [«В магазине овощей и фруктов»]. Выполнение лексических и грамматических упражнений на закрепление материала. Особенности употребления слова 一点. Наречие 再 [еще, опять, снова]. 苹果多少钱一斤 [Сколько стоит полкило яблок]. Выполнение лексических и грамматических упражнений на закрепление материала. Особенности употребления слова 一点. Наречие 再 [еще, опять, снова]. Наречие 又 [еще, опять, снова]. Сравнение наречий 又、再. Выполнение лексических и грамматических упражнений на закрепление материала. Конструкция 又。。。又。。。и…, .и… Конструкция с двумя дополнениями. Редуплекация (удвоение) счетных слов. Выполнение лексических и грамматических упражнений на закрепление материала.
  • 2 год обучения. Модуль 3. Практический курс китайского языка. Уроки 11-13. Урок 13. 语法难还是汉字难 [Что сложнее: грамматика или иероглифы].
    Альтернативный вопрос. Наречие 有点儿[немного]. Текст: 你们喜欢不喜欢汉语 [Вам нравится китайский язык]. Выполнение лексических и грамматических упражнений на закрепление материала. Сравнение 有点儿 и 一点儿 [немного]. Текст: 语法难还是汉字难 [Что сложнее: грамматика или иероглифы]. Выполнение лексических и грамматических упражнений на закрепление материала. Сравнение 认为 и 觉得 [считать, полагать]. Сравнение 能、可以 [мочь, разрешать]. Выполнение лексических и грамматических упражнений на закрепление материала.
  • 2 год обучения. Модуль 4. Практический курс китайского языка. Уроки 14-15. Урок 14.
    Наречие степени 挺 [очень]. Наречие 都 в значении “даже”. Текст: 在街上 [На улице]. Выполнение лексических и грамматических упражнений на закрепление материала. Распространенные определения, оформленные частицей 的. Текст: 客人 [Гость]. Выполнение лексических и грамматических упражнений на закрепление материала. Модальный глагол 会 [уметь]. Служебное слово 什么的 [и так далее]. Выполнение лексических и грамматических упражнений на закрепление материала.
  • 2 год обучения. Модуль 4. Практический курс китайского языка. Уроки 14-15. Урок 15. 我去了北京和上海 [Я ездил в Пекин и Шанхай].
    Глагольный суффикс 了. Текст: 米沙接电话 [Миша отвечает на телефонный звонок]. Выполнение лексических и грамматических упражнений на закрепление материала. Глагольные счетные слова. Сравнение 一会儿、一下儿. Текст: 放假了 [Наступили каникулы]. Выполнение лексических и грамматических упражнений на закрепление материала. Сравнение наречий 再、还[еще]. Побудительные предложения со значением просьбы Частица 吧. Сложное предложение с союзами 因为。。。所以。。。[так как…, поэтому…]. Выполнение лексических и грамматических упражнений на закрепление материала.
  • 2 год обучения. Модуль 2. Практический курс китайского языка. Урок 9-10. Урок 9. 我要去留学生办公室取护照 [Я пойду в деканат за паспортом].
    Глагол 在 и предлог 在. Сокращенный вопрос с частицей 呢. Текст: 安东给列娜打电话 [Антон звонит Лене по телефону]. Глаголы движения 来、去、回. Текст: 去留学生办公室的路上 [По дороге в отдел для иностранных студентов]. Выполнение лексических и грамматических упражнений. Многоглагольные предложения. Текст: 在图书馆 [В библиотеке]. Текст: 在借阅室 [В читальном зале]. Выполнение лексических и грамматических упражнений на закрепление материала.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашние задания и устные ответы на аудиторных занятиях. Модуль 1.
    Вычисляется как сумма всех оценок за домашние задания и устные ответы на аудиторных занятиях (20%) и оценок за тексты (30%).
  • неблокирующий Домашние задания и устные ответы на аудиторных занятиях. Модуль 2.
    Вычисляется как сумма всех оценок за домашние задания и устные ответы на аудиторных занятиях (20%) и оценок за тексты (30%).
  • неблокирующий Домашние работы и устные ответы на аудиторных занятиях . Модуль 3.
    Вычисляется как сумма всех оценок за домашние задания и устные ответы на аудиторных занятиях (20%) и оценок за тексты (30%).
  • неблокирующий Домашние работы и устные ответы на аудиторных занятиях . Модуль 4.
    Вычисляется как сумма всех оценок за домашние задания и устные ответы на аудиторных занятиях (20%) и оценок за тексты (30%).
  • неблокирующий Контрольные работы. Модуль 1.
    Контрольные работы могут включать в себя фонетический диктант, чтение слогов по транскрипции, проверочную по ключам, иероглифический диктант, письменный перевод отдельных предложений, чтение, перевод, ответы на вопросы по содержанию текста.
  • неблокирующий Контрольные работы. Модуль 2.
    Контрольные работы могут включать в себя фонетический диктант, иероглифический диктант, письменный перевод отдельных предложений, чтение, перевод, ответы на вопросы по содержанию текста.
  • неблокирующий Контрольные работы. Модуль 3.
    Контрольные работы могут включать в себя фонетический диктант, иероглифический диктант, письменный перевод отдельных предложений, чтение, перевод, ответы на вопросы по содержанию текста.
  • неблокирующий Контрольные работы. Модуль 4.
    Контрольные работы могут включать в себя фонетический диктант, иероглифический диктант, письменный перевод отдельных предложений, чтение, перевод, ответы на вопросы по содержанию текста.
  • блокирующий Экзамен. Модули 1-2.
    В случае несдачи одной из частей экзамена (среднее арифметическое оценок за письменную или устную часть – 3 и ниже) положительная оценка (4 и выше) за экзамен не может быть выставлена даже при условии успешной сдачи другой части экзамена. Т.е. отрицательная оценка по любой из частей экзаменов является блокирующей.
  • блокирующий Экзамен. Модули 3-4.
    В случае несдачи одной из частей экзамена (среднее арифметическое оценок за письменную или устную часть – 3 и ниже) положительная оценка (4 и выше) за экзамен не может быть выставлена даже при условии успешной сдачи другой части экзамена. Т.е. отрицательная оценка по любой из частей экзаменов является блокирующей.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.25 * Домашние задания и устные ответы на аудиторных занятиях. Модуль 1. + 0.1 * Домашние задания и устные ответы на аудиторных занятиях. Модуль 2. + 0.25 * Контрольные работы. Модуль 1. + 0.1 * Контрольные работы. Модуль 2. + 0.3 * Экзамен. Модули 1-2.
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.18 * Домашние работы и устные ответы на аудиторных занятиях . Модуль 3. + 0.18 * Домашние работы и устные ответы на аудиторных занятиях . Модуль 4. + 0.12 * Контрольные работы. Модуль 3. + 0.12 * Контрольные работы. Модуль 4. + 0.4 * Экзамен. Модули 3-4.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Спешнев, Н.А. Введение в китайский язык: фонетика и разговорный язык : учебник / Н. А. Спешнев. - Санкт-Петербург : КАРО, 2016. - 256 с. - ISBN 978-5-9925-1075-1. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1048104

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Разговорный китайский: практикум по устной речи: Учебное пособие/ЛисиньЯ., ЦайхунЧ., КомендровскаяЮ.Г. и др. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 115 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат) (Обложка) ISBN 978-5-16-010629-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/496733
  • Шафир, М.А. Китайский язык: грамматика с упражнениями : учебное пособие / М. А. Шафир. - Санкт-Петербург : КАРО, 2017. - 96 с. - ISBN 978-5-9925-1184-0. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1048114