• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Основы политологии

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
3-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина формирует у обучающихся основные представления о понятиях, категориях, концепциях и теории политической науки,ключевых характеристиках политической системы России и стран изучаемого региона, закономерностях и тенденциях их политического процесса, функциях основных политических институтов и структуре гражданского общества. Обучающиеся знакомятся с методами критического мышления и анализа политических систем и процессов, отбора и обработки научных публикаций и источников политологического характера; учатся грамотно выражать и аргументировать свою точку зрения (устно и письменно).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать у студентов базовые знаний в области политической науки, познакомить с предметными областями политологии, с рядом важных классических работ и теорий, а также с современными подходами и концепциями
  • Сформировать у студентов системное представления о том, как функционируют политические системы различных стран мира, с упором на государства изучаемого региона
  • Развить у студентов навыки анализа развития стран изучаемого региона с точки зрения политической науки
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент может: обсуждать ряд ключевых проблем политики, находящихся в центре внимания классической политической философии и современной политической науки; указать на важные отличия между современной политической наукой и классической политической философией в их подходах к изучению и осмыслению политического мира.
  • Студент может: разграничивать понятие власти от смежных понятий авторитета, влияния, насилия; выявлять разные проявления ("лики") власти; обсуждать возможности измерения.
  • Студент может: выявлять разные трактовки социального института; обсуждать специфику разных направлений институционального подхода; понимать основные функции социальных и политических институтов.
  • Студент может: указать специфические признаки современного государства; обсуждать подходы к осмыслению возникновения современных государств; рассматривать государственность как концептуальную переменную.
  • Студент может: обсуждать историю восприятия политических партий, выделять их типы и функции; понимать преимущества и недостатки разных избирательных систем; понимать преимущества и недостатки разных форм правления.
  • Студент может: типологизировать политические режимы; перечислить ключевые черты тоталитарного режима; анализировать разнообразие авторитарных режимов.
  • Студент может: выделять специфические черты демократии как политического режима; обсуждать теоретические модели демократии; обсуждать преимущества и недостатки демократии.
  • Студент может: формулировать отличия между разными видами политических изменений; указывать на общие факторы кризисов и революций; обсуждать разные модели политической модернизации.
  • Студент может: формулировать понятие политической культуры; обсуждать разные трактовки политической культуры.
  • Студент может: различать ключевые особенности основных политических идеологий; формулировать основные теоретические подходы к осмыслению политических идеологий.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема. 1. Мир политики: подходы к осмыслению и познанию
    Определение политики. Политика как politics, policy и polity. Эволюция представлений о политике. Основные субъекты политики. Развитие политической науки. Предмет политологии. Основные парадигмы и школы политической науки (иституционализм, структурнофункциональный подход, бихевиоризм, постбихевиоризм). Дисциплины в комплексе политической науки. Теоретические подходы и методы (качественные, количественные) политологических исследований.
  • Тема 2. Политическая власть, авторитет и легитимность
    Власть и насилие. Компоненты власти, методы властвования. Легитимность и легальность. Легитимность и типы легитимности. Измерение власти и влияния. Авторитет.
  • Тема 3. Политические институты и институциональный подход
    Определение понятия политический институт. Типология политических институтов. Институты как формальные и неформальные правила политической игры. Функции институтов. институциональные изменения. Институциональный подход.
  • Тема 4. Государство и государственность
    Государство в политической науке. Подход к осмыслению государства. Формы политической организации: территориальное («вестфальское», национальное) государство и его исторические конкуренты (город-государство, империя и др.). Теории возникновения государства. История европейской государственности. Нации и национальное государство. Необходимые признаки государства. Основные внутренние и внешние функции государства. Проблемы и разновидности суверенитета. Квази-государства. Непризнанные государства. Государственность и «сила» государств (на примере стран изучаемого региона. Измерение «силы» государства.
  • Тема 5. Избирательные и партийные системы, формы правления и территориального устройства власти
    Политические партии. Политические партии и агрегация интересов. Функции партии. Классификация партий. Партии и политические идеологии. Партийные системы. Политические партии и расколы в обществе. Избирательные системы. Плюсы и минусы разных избирательных систем. Государственное устройство. Федерализм, унитаризм, конфедерация. Современные формы правления: монархии и их разновидности, республики и их разновидности. Идеальные типы президентской, смешанной и парламентской республик. Типология форм правления М. Шугарта и Д. Кэри. Премьерско-президентская и президентско-парламентская республика.
  • Тема 6. Политические режимы: тоталитаризм и авторитаризм
    Определение политического режима. Типология политических режимов. Тоталитаризм и его разновидности. Концепции тоталитаризм. Характеристики тоталитарных режимов. Исторические формы тоталитарных режимов. Культ личности. Авторитарные режимы. Типологии авторитарных режимов
  • Тема 9. Политическая культура
    Теории политических культур. Источники политической культуры. Структура, функции, отличительные черты политических культур. Типологии и классификации политических культур. Категории, критерии и параметры оценки политических культур. Типология политических культур Г.Алмонда и С.Вербы. Гражданская культура и стабильность демократии. Теория постматериалистической политической культуры Р.Инглхарта и ее эволюция.
  • Тема 8. Политические изменения и политическое развитие
    Типы политических изменений. Реформы, революция, переворот и контрреволюция. Социально-экономическая модернизация и политическое развитие. Модернизация: модели и теории. Категория Современности/Модерна и попытки ее осмысления. Традиционное, переходное и современное общество. Теория «волн» демократизации. Специфика «третьей 9 волны» и ее пределы. «Третья волна» и «гибридные» режимы. Возможности демократизации «несовременных» обществ. Условия демократии и демократизации. Стратегии и тактики в процессах демократизации. Понятие демократического транзита и его фазы. Внешние (международные) факторы демократизации.
  • Тема 10. Политические идеологии
    Понятие идеологии. Классические концепции идеологии (К.Маркс и К.Манхейм). Современные представления об идеологии. Обусловленность идеологии социальными интересами и политикой. Роль и функции идеологий. Сущность, структура и генезис идеологий. Функции политической идеологии в социально-политической жизни. Идеологии либерализма, консерватизма, социализма. Возникновение и развитие. Основные принципы и разновидности.
  • Тема 7. Политические режимы: демократия
    Исторические и современные формы демократии. Классические и современные модели демократии. Модели демократии. Экономическая теория демократии Э.Даунса. Понимание современной демократии как полиархии. Институциональные принципы полиархического правления. Понимание демократии как определенности процедур при неопределенности результатов. Демократия и меньшинства. Консоциативная демократия как политический режим для многосоставных обществ. Проблемы современной демократии.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тесты в рамках онлайн курса
    Оценка по данному виду контроля является средней оценкой за все тесты онлайн курса. Время на прохождение отдельного теста не ограничивается. На каждый тест у слушателя есть одна попытка, которой он может воспользоваться в любое время с момента, когда тема оказывается доступной, и до окончания всего курса. Правильный ответ на каждый вопрос оценивается в 1 балл, неправильный ответ дает «0». Для прохождения финального теста дается 1 попытка.
  • неблокирующий Работа на семинарах
    Работа на семинарах представляет участие в устных и письменных опросах по материалам онлайн-лекций и обязательной литературы к семинарам, а также участие в дискуссиях на семинарских занятиях по заранее подготовленным темам. Подготовка к семинарам представляет подробное знакомство с обязательной литературой к семинару, указанной в программе или присылаемой преподавателем отдельно после проведения лекции, самостоятельный поиск и знакомство с дополнительной литературой по темам семинаров.
  • неблокирующий Доклад
    Студенты записываются на доклады заранее на определенные даты и доклад должен быть представлен на соответствующем семинаре.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен представляет собой тест, состоящий из 20 вопросов разного формата: множественный выбор, заполнение пропуска, вопрос с открытым ответом. Время ответа – 60 минут.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * Доклад + 0.2 * Работа на семинарах + 0.2 * Тесты в рамках онлайн курса + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • The Oxford handbook of comparative politics / ed. by Carles Boix . (2007). Oxford [u.a.]: Oxford Univ. Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.253058961
  • The Oxford Handbook of international organizations / edited by Jacob Katz Cogan, Ian Hurd, Ian Johnstone. (2016). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.473862530

Рекомендуемая дополнительная литература

  • HOLBIG, H., & GILLEY, B. (2010). Reclaiming Legitimacy in China. Politics & Policy, 38(3), 395–422. https://doi.org/10.1111/j.1747-1346.2010.00241.x
  • Zhu, Y. (2011). “Performance Legitimacy” and China’s Political Adaptation Strategy. Journal of Chinese Political Science, 16(2), 123–140. https://doi.org/10.1007/s11366-011-9140-8