• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Музейные коллекции и памятники культуры на Ближнем Востоке

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
4-й курс, 1 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Целями освоения дисциплины «Музейные коллекции и памятники культуры на Ближнем Востоке» являются формирование универсальных и предметно-специализированных компетенций, позволяющих выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности и способствующих его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда, в частности, в области обучения и воспитания. По результатам прохождения курса студент должен обладать знаниями в области основ семиотики искусств: выработать и развивать умение использовать исторические знания, искусствоведческие методы для изучения музейного дела и истории искусств стран Азии и Африки; выработать и развивать способность понимания и анализа принципов составления проектов в профессиональной сфере на основе системного подхода к изучению культурологических закономерностей и особенностей взаимодействия стран Запада и Востока.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать представление об истории и развитии коллекционирования памятников стран Ближнего Востока в Европе и Америке, о развитии музейного дела в странах Ближнего Востока; показать возможности современных методов искусствознания и визуальной антропологии в изучении искусств Азии и Африки
  • Сформировать представление о многообразии и особенностях эстетических и религиозных взглядов народов Востока, их влиянии на развитие изобразительных искусств и формировании музейных собраний
  • Выработать и развить способность понимания искусств стран Востока и особенностей охраны памятников в них
  • Развить способность использовать знания об особенностях искусств стран Азии и Африки в профессиональной и исследовательской деятельности
  • Выработать и развивать умение использовать исторические знания, искусствоведческие методы для изучения музейного дела и истории искусств стран Азии и Африки; выработать и развивать способность понимания и анализа принципов составления проектов в профессиональной сфере на основе системного подхода к изучению культурологических закономерностей и особенностей взаимодействия стран Запада и Востока
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Грамотно использует искусствоведческую и культурологическую и музейную терминологию; знает важнейшие этапы истории искусств и культурных процессов народов изучаемого региона, имеет представление об основных художественных школах и направлениях, о творчестве крупнейших мастеров и их влиянии на современные культурные проблемы и процессы; знает основные функции музея.
  • Знает основные функции музея, особенности презентации памятников культур стран Азии и Африки; имеет представление о вкладе народов Востока в мировое искусство, а также о контактах и взаимовлиянии искусства России и Востока.
  • Знает важнейшие этапы истории искусств и культурных процессов народов изучаемого региона, имеет представление об основных художественных школах и направлениях, о творчестве крупнейших мастеров и их влиянии на современные культурные проблемы и процессы.
  • Имеет представление о вкладе народов Востока в мировое искусство, а также о контактах и взаимовлиянии искусства России и Востока.
  • Имеет навыки работы в коллективе и участия в научной дискуссии.
  • Умеет применять искусствоведческий анализ при исследовании памятников стран Востока.
  • Умеет анализировать и критически использовать источники, специфические для изучаемой дисциплины, самостоятельно находить дополнительную литературу в библиотеках, правильно составляет ссылки на использованную литературу.
  • Осваивает основные культурологические и искусствоведческие методы и демонстрирует способность рационально использовать знания об искусстве стран Востока в профессиональной и личностной коммуникации.
  • Применяет знания истории и других гуманитарных дисциплин при обсуждении проблем развития и формирования искусств Востока; использует электронные ресурсы при подготовке к семинарам.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение историю музееведения. Музейные коллекции Европы в XVII-XVIII в. и сокровища Востока в них. Особенности формирования музейных коллекций Ближнего Востока в Европе и Америке в XIX- нач. ХХ вв.
    Введение историю музееведения. История формирования музейного дела в Европе: развитие коллекционирования в древности и в Средние века. Формирование культовых коллекций средневековья: роль вотивных предметов, сокровища авраамических религий. Функции музейных коллекций Европы в XVII-XVIII вв. Феномен публичного музея. Популяризация искусства Древнего Ближнего Востока после Египетских походов Наполеона. Археологические раскопки английских, немецких и французских исследователей в XIX в., их роль в развитии истории и востоковедения, в формировании музейного дела в конце XIX- начале ХХ века. Судьба экспозиций искусства Древнего Востока в ХХ веке: в США (Метрополитен- музей, Бостонский музей изящных искусств, Бруклинский музей, Университетский музей в Филадельфии); во Франции (Музей Гиме и Лувр), в Художественно-историческом музее Вены, в Музее Ремер-Унд-Пелицеус Хильдесхайма (Германия) и др. Музеи египетского искусства как научные учреждения.
  • Появление отделов искусства ислама в музеях Европы в начале ХХ века. Становление музейного дела в странах Ближнего Востока в XIX- первой половине ХХ вв. 1
    Временные и территориальные рамки исламского искусства: VII-XX вв. от Атлантического океана до Китая. Появление первых отделов искусства ислама в 1890-х годах (Лувр и др.). Парижская и Мюнхенская выставки иллюстрированных персидских рукописей 1910-1912 гг. Собрания на Музейном острове в Берлине и Музей искусства ислама: от 1897г. к 1932г. Коллекция искусства ислама в "разделенном" Берлине (1945-1989 гг.) и современные экспозиции искусства стран Ближнего Востока в Германии.
  • Формирование музеев в странах Ближнего Востока
    Музей турецкого и исламского искусства в Стамбуле: "процесс взаимовлияния и универсальности искусства", история музея и его коллекций за 100 лет. Открытие Каирского (Египетского) музея и развитие музейного дела в Египте в ХХ-начале XXI века.
  • Создание постоянных экспозиций искусства ислама
    Создание постоянных экспозиций искусства ислама в европейских музеях и Метрополиен-музее в 1970-1990 годах ХХ века. Особенности формирования экспозиций в музеях Запада и США, лакуны и раритеты в них. Музей Института арабского мира в Париже: развитие выставочной деятельности (1987г. - по настоящее время), значение временных выставок конца ХХ в. ("Сирия: память и цивилизация", "Судан: царства на Ниле", "Йемен: в стране царицы Савской", "Краски Туниса", "Ковры: присутствие Востока на Западе" и др.). Современные выставки, посвященные искусству ислама, их значение в геокультурном пространстве.
  • Современные музеи исламского искусства
    Открытие в Кувейте Музея исламского искусства (1983 г.) и собрание шейхов Насера Сабаха аль-Ахмада ас-Сабаха и Хюссы ас-Сабаха памятников мусульманского искусства IX-XVIII в. Современные музеи исламского искусства, их культурное значение. Коллекции искусства Ирана: реорганизация коллекции музея "Бастани" и открытие Иранского музея исламского периода (1996) г. Сокровищницы рукописей Корана на Ближнем Востоке. Собрания предметов быта как произведений искусства. Музеи этнографии (традиционной культуры) в странах Ближнего Востока: Музей деревенского наследия Гиляна в Иране; Этнографический музей Анкары и Этнографический музей Тетуана. Значение архитектурных элементов в музейных пространствах стран Ближнего Востока.
  • Проблемы презентации современных памятников искусства в музейном пространстве на Ближнем Востоке
    Проблемы презентации современных памятников искусства в музейном пространстве на Ближнем Востоке: синтез западной и восточной культур; коллекция Тегеранского музея современного искусства (1977). Собрания современного искусства в странах Ближнего Востока: Тель-Авивский музей изобразительных искусств (1932), Музей Сурсок в Бейруте (1961); Национальная галерея современного искусства Иордании (1980); Музей современного искусства Стамбула (2004); Галерея современного искусства Etihad в Абу-даби (2013).
  • Частные музеи и галереи стран Ближнего Востока
    Феномен современного частного музея. Частные музеи и галереи стран Ближнего Востока: Музей Тарека Раджаба в Кувейте (1980). Музей Пера в Стамбуле (2005): коллекции Фонда Суна и Инан Кирача. Частый музей Роберта Муавада в Бейруте (2006). Музей Ага Хана в Торонто и культурная деятельность Фонда Ага Хана.
  • Памятники искусства стран Ближнего Востока на торгах Christie’s и Sotheby's в конце ХХ - начале XXI в
    Международная торговля антиквариатом: памятники искусства стран Ближнего Востока на торгах Christie’s и Sotheby's в конце ХХ - начале XXI в. Охрана культурных ценностей в ХХ-ХХI вв: международно-правовые нормы охраны памятников в ХХ-ХХI вв. во время войн и вооруженных конфликтов, проблемы реституции и легальный оборот культурных ценностей. Борьба с хищением и незаконным вывозом культурных ценностей из стран Ближнего Востока.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тесты по материалам курса
    В конце каждого семинара студент должен пройти тест из 10 вопросов по теме семинара: на выбор одного или нескольких правильных ответов, заполнение пропуска, атрибуции памятника. Тесты должны быть выполнены в срок, указанный куратором дисциплины. Если тест не был пройден в указанный срок, студент получает 0 баллов за каждый пропущенный тест.
  • неблокирующий Реферат
    Реферат представляет собой изложение содержания одной или нескольких монографий или научных статей по проблематике курса. В реферате студент должен продемонстрировать умение логично и последовательно излагать содержание реферируемых научных работ, выявлять и формулировать главные идеи реферируемого материала, авторские концепции, обобщать изученный материал, академически корректно цитировать чужой текст, составлять библиографическое описание реферируемого материала в соответствии с ГОСТом. Библиографическое описание статьи (статей) или раздела (разделов) монографии по теме курса дается в начале реферата. В обязательном порядке выделяются и снабжаются отдельными заголовками все относительно самостоятельные в смысловом и композиционном отношении фрагменты реферируемого текста; на каждый такой фрагмент дается ссылка с указанием страниц оригинала.
  • неблокирующий Экзамен
    Устный экзамен, состоящий из 1-го теоретического вопроса и визуального теста, который предполагает узнавание памятников стран Востока (5 репродукций в билете), умение определить коллекцию музея, и его место в истории искусств стран Востока. Оценка за экзамен выводится простым сложением оценки за первую часть (развернутый ответ на один вопрос) и оценки за вторую часть (5 вопросов в форме теста).
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.3 * Реферат + 0.3 * Тесты по материалам курса + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Сафонов А. А., Сафонова М. А.-МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО И ОХРАНА ПАМЯТНИКОВ. Учебник и практикум для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-300-Бакалавр. Академический курс-978-5-534-10027-3: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/muzeynoe-delo-i-ohrana-pamyatnikov-429146

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Balaghi, S. (2009). Cultural Policy in the Islamic Republic of Iran. Middle East Report, (250), 15. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=poh&AN=37263077
  • Kavanagh, G. (1996). Making Histories in Museums. London: Continuum. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=242952
  • Troelenberg, E.-M., & Savino, M. (2017). Images of the Art Museum : Connecting Gaze and Discourse in the History of Museology. Boston: De Gruyter. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1466625