• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Музейные коллекции и памятники культуры в странах Восточной и Юго-Восточной Азии

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
4-й курс, 1 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Целями освоения дисциплины «Музейные коллекции и памятники культуры в странах Восточной и Юго-Восточной Азии» являются формирование универсальных и предметно-специализированных компетенций, позволяющих выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности и способствующих его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда, в частности, в области обучения и воспитания. По результатам прохождения курса студент должен обладать знаниями в области основ семиотики искусств: выработать и развивать умение использовать исторические знания, искусствоведческие методы для изучения музейного дела и истории искусств стран Азии и Африки; выработать и развивать способность понимания и анализа принципов составления проектов в профессиональной сфере на основе системного подхода к изучению культурологических закономерностей и особенностей взаимодействия стран Запада и Востока.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать представление об истории и развитии коллекционирования памятников стран Дальнего Востока и ЮВА в Европе и Америке, о развитии музейного дела в странах Дальнего Востока; показать возможности современных методов искусствознания и визуальной антропологии в изучении искусств Азии и Африки
  • Сформировать представление о многообразии и особенностях эстетических и религиозных взглядов народов Востока, их влиянии на развитие изобразительных искусств и формировании музейных собраний
  • Выработать и развить способность понимания искусств стран Востока и особенностей охраны памятников в них
  • Развить способность использовать знания об особенностях искусств стран Азии и Африки в профессиональной и исследовательской деятельности
  • Выработать и развивать умение использовать исторические знания, искусствоведческие методы для изучения музейного дела и истории искусств стран Азии и Африки; выработать и развивать способность понимания и анализа принципов составления проектов в профессиональной сфере на основе системного подхода к изучению культурологических закономерностей и особенностей взаимодействия стран Запада и Востока
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Грамотно использует искусствоведческую и культурологическую и музейную терминологию.
  • Знает важнейшие этапы истории искусств и культурных процессов народов изучаемого региона, имеет представление об основных художественных школах и направлениях, о творчестве крупнейших мастеров и их влиянии на современные культурные проблемы и процессы.
  • Знает основные функции музея, особенности презентации памятников культур стран Азии и Африки.
  • Имеет представление о вкладе народов Востока в мировое искусство, а также о контактах и взаимовлиянии искусства России и Востока.
  • Имеет навыки работы в коллективе и участия в научной дискуссии; умеет применять искусствоведческий анализ при исследовании памятников стран Востока.
  • Умеет анализировать и критически использовать источники, специфические для изучаемой дисциплины, самостоятельно находить дополнительную литературу в библиотеках, правильно составляет ссылки на использованную литературу.
  • Осваивает основные культурологические и искусствоведческие методы и демонстрирует способность рационально использовать знания об искусстве стран Востока в профессиональной и личностной коммуникации.
  • Применяет знания истории и других гуманитарных дисциплин при обсуждении проблем развития и формирования искусств Востока.
  • Использует электронные ресурсы при подготовке к семинарам.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение историю музееведения. Музейные коллекции Европы в XVII-XVIII в. и сокровища Востока в них. Особенности формирования музейных коллекций Дальнего Востока в Европе и Америке в XIX- нач. ХХ вв.
    Введение историю музееведения. История формирования музейного дела в Европе: развитие коллекционирования в древности и в Средние века. Формирование культовых коллекций средневековья: роль вотивных предметов. Функции музейных коллекций Европы в XVII-XVIII вв. Феномен публичного музея и первые публичные музеи Европы: шинуазри и памятники Дальнего Востока в них
  • Появление первых отделов искусства Дальнего Востока в музеях Европы в начале ХХ века. Становление музейного дела в странах Дальнего Востока в конце XIX- ХХ вв.
    Популяризация искусства стран Дальнего Востока в XIX в., экспортные памятники Китая и Японии, их роль в развитии истории ориентализма и в формировании музейного дела в конце XIX- начале ХХ в.: дальневосточные собраниях европейских и американских музее в XIX в. Судьба экспозиций частных коллекций искусства стран Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии в начале ХХ века: формирование новых музеев Востока и вопросы каталогизации памятников искусства Дальнего Востока и ЮВА.
  • Европейские компании и первые коллекции в Индии
    Европейские компании и первые коллекции в Индии (Индийский музей в Колкате (бывшая Калькутта); Государственный музей в Ченнаи (бывший Мадрас)); в Юго-Восточной Азии: музеи в Сингапуре (1849) и Индонезии (1778). Сокровища искусства Индии в частных и государственных коллекциях разных стран (в Метрополитен музее, Музей искусств Кливленда, Лувре, Музее Гиме и др.). Особенности формирования государственных музеев Индии в начале ХХ века. Музейная политика Китая в 1920-1970 годах. Открытие музея "Гугун".
  • Роль и значение музейных коллекций в Японии, Вьетнаме, Корее в конце XIX-начале ХХ вв
    Европейское влияние на музейных мир данных государств и прославление национального культурного наследия. Создание постоянных музейных экспозиций Японии в нач. ХХ века: от собраний западного искусства (Художественный музей Oхара, 1930) к музеям традиционного искусства. Религиозный синкретизм и его влияние на формирование музейных собраний. Музеефикация дворцов и монастырей как способ использования историко-культурного наследия в Японии, Корее и Вьетнаме в ХХ веке.
  • Проблемы презентации памятников искусства в музейном пространстве на Дальнем Востоке
    Проблемы презентации памятников искусства в музейном пространстве на Дальнем Востоке: синтез западной и восточной культур. Классификация современных музеев стран Восточной Азии. Крупнейшие археологические, исторические и этнографические музеи: проблемы музеефикации и атрибуции памятников. Особенности Музея цивилизаций Азии в Сингапуре. Современные музеи изобразительного искусства Китая, Японии. Кореи, Индии.
  • Музеи и галереи современного искусства в Китае
    Музеи и галереи современного искусства в Китае: формирование фондов и особенности экспонирования. Коллекции современного искусства в других странах Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии: Музей современного искусства Хаара, Музей современного искусства XXI века в Хонсю, Центр современного искусства в башне искусства Мито; Национальный музей современного искусства в Сеуле; Сингапурский музей искусств. Новые тенденции в музейном деле: музеи дизайна стран Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии.
  • Феномен современного частного музея
    Частные музеи и галереи стран Дальнего Востока: от музея Окура Сюкокан (Токио) к Музею архитектуры Японии Атсуо Токоро на острове Омисима. Собрания частных лиц и коллекционная деятельность корпораций: Художественный музей Бриджстоун (1952), специфика Музея японского искусства Тикотин в Хайфе (1960); Музей японских гравюр укиё-э семье Сакаи (1982) и др. Деятельность Ассоциаций частных музеев Республики Корея. Частные музеи Сингапура: от культовых памятников к IT-технологиям.
  • Международная торговля антиквариатом
    Международная торговля антиквариатом: памятники искусства стран Дальнего Востока на торгах Christie’s и Sotheby's в конце ХХ - начале XXI в. Охрана культурных ценностей в ХХ-ХХI вв: международно-правовые нормы охраны памятников в ХХ-ХХI вв. во время войн и вооруженных конфликтов, проблемы реституции и легальный оборот культурных ценностей. Борьба с хищением и незаконным вывозом культурных ценностей из стран Дальнего Востока: особенности современной музейной политики стран
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тесты по материалам курса
    В конце каждого семинара студент должен пройти тест из 10 вопросов по теме семинара: на выбор одного или нескольких правильных ответов, заполнение пропуска, атрибуции памятника. Тесты должны быть выполнены в срок, указанный куратором дисциплины. Если тест не был пройден в указанный срок, студент получает 0 баллов за каждый пропущенный тест.
  • неблокирующий Реферат
    Реферат представляет собой изложение содержания одной или нескольких монографий или научных статей по проблематике курса. В реферате студент должен продемонстрировать умение логично и последовательно излагать содержание реферируемых научных работ, выявлять и формулировать главные идеи реферируемого материала, авторские концепции, обобщать изученный материал, академически корректно цитировать чужой текст, составлять библиографическое описание реферируемого материала в соответствии с ГОСТом. Библиографическое описание статьи (статей) или раздела (разделов) монографии по теме курса дается в начале реферата. В обязательном порядке выделяются и снабжаются отдельными заголовками все относительно самостоятельные в смысловом и композиционном отношении фрагменты реферируемого текста; на каждый такой фрагмент дается ссылка с указанием страниц оригинала.
  • неблокирующий Экзамен
    Устный экзамен, состоящий из 1-го теоретического вопроса и визуального теста, который предполагает узнавание памятников стран Востока (5 репродукций в билете; 1 балл за правильный ответ), умение определить коллекцию музея, и его место в истории искусств стран Востока. Оценка за экзамен выводится простым сложением оценки за первую часть (развернутый ответ на один вопрос) и оценки за вторую часть (5 вопросов в форме теста).
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.3 * Реферат + 0.3 * Тесты по материалам курса + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Bhatti, S. (2012). Translating Museums : A Counterhistory of South Asian Museology. Walnut Creek, Calif: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=465780
  • Denton, K. A. (2014). Exhibiting the Past : Historical Memory and the Politics of Museums in Postsocialist China. Honolulu: University of Hawaii Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=732404
  • Сафонов, А. А. Музейное дело и охрана памятников : учебник и практикум для академического бакалавриата / А. А. Сафонов, М. А. Сафонова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 300 с.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Naoko Sonoda. (2016). New Horizons for Asian Museums and Museology. Web server without geographic relation, Web server without geographic relation (org): Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D8CD1985
  • Troelenberg, E.-M., & Savino, M. (2017). Images of the Art Museum : Connecting Gaze and Discourse in the History of Museology. Boston: De Gruyter. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1466625
  • Walsh, K. (1992). The Representation of the Past : Museums and Heritage in the Post-Modern World. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=72295