• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Международные отношения: Восточная и Юго-Восточная Азия и страны мира

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
4-й курс, 3 модуль

Преподаватели


Ковш Андрей Владимирович

Программа дисциплины

Аннотация

Курс познакомит студентов с основными проблемами международных отношений стран Восточной и Юго-Восточной Азии. По итогам освоения курса студенты получат знания об основных проблемах безопасности региона (территориальные споры, Корейская ядерная программа, транснациональная преступность, миграция), их исторических причинах, современном состоянии и тенденциях. Также курс познакомит студентов с отдельными направлениями внешней политики государства ВА и ЮВА, например, со стратегией «мягкой силы», энергетической политикой и др. Наконец, студенты получат представление об интеграционных процессах в ВА и ЮВА, региональных организацией и инициативах. Студенты научатся выявлять и проводить академический анализ наиболее актуальных проблем стран региона в сфере международных отношений.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Обеспечить студентов релевантным теоретически инструментарием, позволяющим оценивать политические процессы в регионе.
  • Познакомить студентов с основными проблемами отношений азиатских стран со странами мира, основными региональными организациями, проблема безопасности.
  • Обучить студентов выявлять и проводить академический анализ наиболее актуальных проблем стран региона.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Способен учиться, приобретать новые знания, умения, в том числе в области, отличной от профессиональной.
  • Способен выявлять научную сущность проблем в профессиональной области.
  • Способен решать проблемы в профессиональной деятельности на основе анализа и синтеза.
  • Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода).
  • Способен работать в команде.
  • Способен грамотно строить коммуникацию, исходя из целей и ситуации общения.
  • Способен критически оценивать и переосмыслять накопленный опыт (собственный и чужой), рефлексировать профессиональную и социальную деятельность.
  • Способен осуществлять качественный и количественный анализ явлений и процессов в профессиональной сфере на основе системного подхода.
  • Способен составлять научно-аналитические отчеты, обзоры, презентации, информационные справки и пояснительные записки в сфере профессиональных обязанностей.
  • Способен учитывать в практической и исследовательской деятельности культурную специфику, характерную для стран изучаемого региона, а также влияние этнографических, этнолингвистических и этнопсихологических особенностей народов Азии и Африки на деловую культуру и этикет поведения.
  • Способен пользоваться понятийным аппаратом научных исследований, критически анализировать собранную информацию.
  • Способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе.
  • Знает эволюцию внешнеполитических доктрин Японии и КНР. Может объяснить влияние внутренних процессов и различных акторов на формирование внешней политики КНР и Японии на современном этапе. Может сравнить стратегии «мягкой силы» Японии, РК и КНР.
  • Знает основные направления сотрудничества стран Восточной и Юго-Восточной Азии с РФ, США и странами Ближнего Востока, может объяснить динамику отношений и выявить основные проблемные вопросы.
  • Знает основные угрозы традиционной и нетрадиционной безопасности в Восточной и Юго-Восточной Азии, может оценить различные способы и механизмы разрешения данных конфликтов.
  • Знает основные задачи, принципы работы и структуры региональных организаций и интеграционных проектов в Восточной и Юго-Восточной Азии. Может охарактеризовать энергетические потоки в Восточной и Юго-Восточной Азии.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Часть 1. Введение. Лекция 1. Эволюция внешней политики КНР и Японии: акторы, концепции, национальные интересы.
    Внутренняя политика, экономическое развитие и внешняя политика КНР. Государственные институты во внешней политике КНР: КПК, Госсовет, НОАК. Роль провинций и городов во внешней политике КНР. Национализм и внешняя политика КНР. Регионы мира во внешней политике КНР. Роль премьер-министра, парламента и министерства иностранных дел и других акторов в формировании внешней политики Японии. Доктрина Есида, доктрина Фукуды и доктрина Абэ.
  • Часть 1. Введение. Семинар 1. Стратегия «мягкой силы» во внешней политике стран Восточной Азии .
    Темы докладов: 1. Стратегия "мягкой силы" КНР на современном этапе: источники, цели, институты, инструменты. 2. Проект Cool Japan в стратегии мягкой силы Японии: источники, цели, институты, инструменты. 3. Корейская волна (Халю) в стратегии мягкой силы РК: источники, цели, институты, инструменты.
  • Часть 2. Восточная и Юго-Восточная Азия и страны мира. Лекция 2. США и страны Восточной Азии: история и современное состояние отношений.
    США и страны Восточной Азии в период холодной войны. Эволюция политики США в Восточной Азии при Дж. Буше-ст., Б. Клинтоне, Дж. Буш-мл., Б. Обаме. и Д. Трампе. США и проблемы безопасности в Восточной Азии. Американо-китайские отношения в сфере экономики и финансов. Права человека и проблемы изменения климата в американо-китайских отношения. Роль США в кризисе на Корейском полуострове. Восточная Азия и операции НАТО. Диаспоры из Восточной Азии в США.
  • Часть 2. Восточная и Юго-Восточная Азия и страны мира. Семинар 2: США и страны Восточной Азии: история и современное состояние отношений.
    Темы докладов: 1. Эволюция отношений США и Вьетнама 2. Эволюция союза США с Японией
  • Часть 2. Восточная и Юго-Восточная Азия и страны мира. Лекция 3. Россия и страны Восточной Азии.
    РФ и страны СВА. РФ и страны ЮВА. Торгово-экономическое и политическое сотрудничество. Основные партнеры и динамика отношений. Потеря влияния в регионе ЮВА.
  • Часть 2. Восточная и Юго-Восточная Азия и страны мира. Лекция 4. Восточная Азия и Ближний Восток.
    Экономические и политические связи государств Восточной Азии и Ближнего Востока. Экспансия Китая. Интересы Республики Корея. Япония – надежный партнёр. Страны Залива и партнерство с государствами СВА.
  • Часть 3. Проблемы безопасности в Восточной и Юго-Восточной Азии. Семинар 2. Территориальные споры в Восточной и Юго-Восточной Азии.
    Темы докладов: 1. Территориальные споры в СВА (2-3 кейса на выбор) 2. Территориальные споры в ЮВА (2-3 кейса на выбор)
  • Часть 3. Проблемы безопасности в Восточной и Юго-Восточной Азии. Лекция 3. Ракетно-ядерная программа КНДР.
    Развитие ракетной программы КНДР. Помощь СССР. Становление и развитие ядерной программы КНДР. Политическая динамика развития ситуации вокруг ядерной программы КНДР.
  • Часть 3. Проблемы безопасности в Восточной и Юго-Восточной Азии. Семинар 4. Военный баланс в регионе Юго-Восточной Азии.
    Темы докладов: 1. Вьетнам – «Si vis pacem, para bellum» 2. Таиланд – «Золотая кобра»
  • Часть 3. Проблемы безопасности в Восточной и Юго-Восточной Азии. Семинар 5. Организованная преступность и наркотрафик в Восточной и Юго-Восточной Азии.
    Темы докладов: 1. Проблема организованной преступности и противодействие ей в странах ЮВА 2. «Золотой треугольник» – мировая проблема?
  • Часть 3. Проблемы безопасности в Восточной и Юго-Восточной Азии. Лекция 6. Демография и миграция в Восточной и Юго-Восточной Азии.
    История миграции в Восточной и Юго-Восточной Азии. Причины миграции (oush and pull factors). Трудовая миграция. Вынужденная и нелегальная миграция. Миграционная политика стран Восточной и Юго-Восточной Азии. Права мигрантов. Секьюритизация миграции.
  • Часть 3. Проблемы безопасности в Восточной и Юго-Восточной Азии. Семинар 6: Интернационализация внутренних конфликтов в Восточной и Юго-Восточной Азии.
    Темы докладов: 1) Влияние стран Восточной и Юго-Восточной Азии на внутренние конфликты Мьянмы 2) Проблема уйгурского сепаратизма во внешней политике КНР
  • Часть 4. Глобальное управление, экономическое сотрудничество и интеграционные процессы. Лекция 7. Энергетические потоки в Восточной и Юго-Восточной Азии.
    Растущая роль СВА как основного потребителя энергетических ресурсов в мировом масштабе. Внутренний рынок региона. Австралия и Катар – конкуренты или партнеры?
  • Часть 4. Глобальное управление, экономическое сотрудничество и интеграционные процессы. Семинар 7. Интеграционные объединения в Восточной и Юго-Восточной Азии.
    Темы докладов: 1. Интеграционные объединения СВА 2. Интеграционные объединения ЮВА
  • Часть 4. Глобальное управление, экономическое сотрудничество и интеграционные процессы. Лекция 8. Китайская инициатива «Один пояс, один путь»
    История появления и развития инициативы пояса и пути. Цели, задачи, мотивация участников. Институты и основные проекты. Экономический пояс Шёлкового пути. Морской Шёлковый путь XXI века Фонд Шелкового пути. 16+1, китайско-пакистанский экономический коридор. Результаты, критика и перспективы. ОПОП и ЕАЭС. Азиатский банк инфраструктурных инвестиций.
  • Часть 4. Глобальное управление, экономическое сотрудничество и интеграционные процессы. Семинар 8. Соперничество в сфере международной торговли и глобального управления.
    Темы докладов: 1) Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (организация, институциональные особенности, причины создания, сравнение с другими банками: МБ, АДБ, МВФ) 2) Торговые войны КНР-США и Япония-РК: причины, ход событий, последствия
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
    Работа на семинарах представляет участие студентов в дискуссии на семинарских занятиях.
  • неблокирующий Доклад
    Студенты записываются на доклады заранее на определенные даты и доклад должен быть представлен на соответствующем семинаре. В случае пропуска семинара по уважительной причине (преподаватель получает уведомление из Учебного офиса), на котором студент должен представить доклад, дата выступления с докладом согласуется с преподавателем или куратором курса. Также студенту может быть предложено выполнить другое задание или сдать доклад в письменном виде, чтобы получить оценку по данному типу контроля. При отсутствии уважительной причины студент получает «0» по данному типу контроля. Доклад начинается с представления аудитории названия, плана, целей и задач выступления, и завершается выводами и перечнем источников и исследований, использованных при его подготовке.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен представляет собой тест, состоящий из 20 вопросов разного формата: множественный выбор, заполнение пропуска, вопрос с открытым ответом. Время ответа – 60 минут. Экзамен состоялся в марте 2020 года.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.4 * Доклад + 0.1 * Работа на семинарах + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Oxford handbook of the international relations of Asia / edited by Saadia M. Pekkanen, John Ravenhill and Rosemary Foot. (2014). New York, NY [u.a.]: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.414586344

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Garver, J. W. . V. (DE-588)1057685232, (DE-576)161065732, aut. (2018). China’s quest : the history of the foreign relations of the People’s Republic of China / John W. Garver. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.502113618