• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Литература стран Ближнего Востока

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
4-й курс, 2 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

По итогам освоения курса обучающиеся получают знания об основных ведущих направлениях и школах, о закономерностях становления и развития литературных традиций стран Востока, а также о наиболее значимых литературных памятниках, овладевают основами понятийного аппарата в рамках изучаемой дисциплины, получают навыки проведения научно-исследовательской работы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Предоставить студентам-востоковедам целостное представление о литературных традициях стран Ближнего Востока, их истории и эволюции: с древних времен до современности;
  • Сформировать у студентов комплексное представление об основных особенностях, тенденциях и типологических характеристиках произведений на разных этапах истории становления и развития литератур стран Востока, их взаимосвязи и взаимовлиянии на региональном уровне;
  • Обеспечить студентов релевантным теоретически инструментарием, позволяющим комплексно анализировать литературные произведения на научном уровне, разбираться в жанрах и стилях литературных произведений, обозначенных в рамках курса, иметь представления о периодизации и закономерностях развития литературной традиции в различных странах Востока;
  • Обозначить положение восточной литературной традиции в мировом литературном процессе.
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Способен составлять научно-аналитические отчеты, обзоры, презентации, информационные справки и пояснительные записки в сфере профессиональных обязанностей.
  • Способен представлять результаты собственных и групповых исследований.
  • Способен формировать алгоритмы выстраивания взаимоотношений между представителями РФ и Азии с учетом политической культуры и менталитета народов азиатского мира, на основе понимания роли традиционных и современных социально-политических и экономических факторов.
  • Способен учитывать в практической и исследовательской деятельности культурную специфику, характерную для стран изучаемого региона, а также влияние этнографических, этнолингвистических и этнопсихологических особенностей народов Азии и Африки на деловую культуру и этикет поведения.
  • Способен к организации и планированию собственной научно-исследовательской работы.
  • Способен понимать, излагать информацию о странах и народах Востока, свободно общаться на основном восточном языке, устно и письменно переводить с восточного языка и на восточный язык тексты культурного, научного, политического, экономического и религиозно-философского характера.
  • Способен пользоваться понятийным аппаратом научных исследований, критически анализировать собранную информацию.
  • Способен использовать основные положения и методы гуманитарных, социальных, естественных и экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Арабская литература
    Лекция 1. Зарождение и становление арабской словесности. Исторический фон и основные факторы. Проблемы периодизации. Доисламская арабская словесность V - сер. VII в. Исторические предания. «Дни арабов». Фольклор (пословицы и поговорки, басни, мифология и демонология). Ораторское искусство. Кахины. Поэзия: лирика и эпос. Жанры и формы. Муаллаки. Общественные функции поэзии. Возникновение ислама. Коран как первый письменный литературный памятник на арабском языке. Придворные поэты. Ранние панегиристы. Аннабига Аззубьяни (сер. VI – начало VII в.), Маймун ибн Кайс Алаша (570-630), Кааб ибн Зухайр (ум. 662), Хассан ибн Сабит (ум. 670). Ранняя омеййадская поэзия. Алахталь (640-710). Фараздак (641-732). Джарир (653-732). Городская хиджазская лирика. Умар ибн Аби Рабиа (644-712). Бедуинская хиджазская лирика. Джамиль ибн Муаммар (ум. 701). Кайс ибн Зарих (625-680). Кусаййир (660-723). Маджнун (645-688). Омеййадская проза. Речи и проповеди (хутаб). Али ибн Аби Талиб. Хасан Басри. Зияд ибн Абихи. Алхаджджадж. Послания (расаиль). Абдулхамид Алйахйа Алкатиб. Арабская риторика. Лекция 2. Аббасидская литература. Движение обновления в арабской культуре. Шуубия в литературе (750-825): обновление словесности, изменение жанров и форм, появление «нового стиля». Шуубия как реформация. Поэзия. Башшар ибн Бурд (714-783). Абу Нувас (756-813). Муслим ибн Алвалид (747-823). Абу Алатахия (748-825). Проза. Абдуллах ибн Алмукаффа (720-756). Консервативная реакция (830-XII в.). Классицизм как контрреформация. Поэзия. Абу Таммам (804-845). Албухтури (821-897). Диибиль (765-860). Ибн Арруми (836-896). Ибн Алмутазз (861-908). Проза. Алджахиз (775-868). Ибн Кутайба (828-889). Синтез древности и «нового стиля». Расцвет и завершение классической арабской литературы (X-XII вв.). Поэзия. Алмутанабби (915-965). Абу Алалаа Алмаарри (973-1067). Макамы. Бадии Аззаман Алхамазани (969-1008). Абу Мухаммад Алкасим Алхарири (1054-1122). Адаб. Абу Хаййан Аттаухиди (ум. 1023). Абу Али Алмухассин Аттанухи (940-994).
  • Персидская литература
    Лекция 1. Персидская литература доисламского периода и становление персидской классической литературы 1. 1. Периодизация персидской литературы. 2. Завоевание Ирана арабами и формирование мусульманской литературы. Религиозная, научная и философская литература на арабском языке в Иране Лекция 2. Классическая персидская литература. Литература позднего Средневековья. Новая и современная персидская литература 1. Распространение суфизма и появление суфийской литературы. 2. Новая литература в каджарскую эпоху
  • Турецкая литература
    Лекция 1. Древняя и средневековая турецкая литература (с древности до провозглашения Турецкой Республики) Лекция 2 Предпосылки формирования и условия развития Новейшей турецкой литературы.
  • Еврейская литература
    Лекция 1. Древняя литература на иврите: библейская, постбиблейская и ранняя раввинистическая литература Лекция 2. Ивритоязычная литература Средневековья, Нового и Новейшего времени
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Доклад
    Студенты записываются на доклады заранее на определенные даты и доклад должен быть представлен на соответствующем семинаре. В случае пропуска семинара по уважительной причине (преподаватель получает уведомление из Учебного офиса), на котором студент должен представить доклад, дата выступления с докладом согласуется с преподавателем или куратором курса. Также студенту может быть предложено выполнить другое задание или сдать доклад в письменном виде, чтобы получить оценку по данному типу контроля. При отсутствии уважительной причины студент получает «0» по данному типу контроля. Доклад начинается с представления аудитории названия, плана, целей и задач выступления, и завершается выводами и перечнем источников и исследований, использованных при его подготовке.
  • неблокирующий Эссе
    Эссе представляет собой самостоятельную письменную работу студента на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем), объем 3, 5-5 тысяч знаков. Эссе должно содержать четкое авторское понимание смысла темы эссе. Студент должен выбрать и обозначить научную область (области), в рамках которой (которых) будет написано эссе, использовать соответствующие научные понятия и термины, сформулировать выводы.
  • неблокирующий Экзамен
    Для проверки качества освоения дисциплины студент сдает письменный экзамен: выполнение тестового задания 60 минут. Задание, предлагаемое на экзамене, включает ответы на вопросы по фактическому материалу.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.25 * Доклад + 0.5 * Экзамен + 0.25 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • К. Брокельманн. (n.d.). Христианско арабская литература. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fhristiansko-arabskaya-literatura

Рекомендуемая дополнительная литература

  • David Markish. (1985). Русско-еврейская литература в Израиле. Cahiers Du Monde Russe et Soviétique, (2), 255. https://doi.org/10.3406/cmr.1985.2046
  • Plunka, G. A. (2009). Holocaust Drama : The Theater of Atrocity. Cambridge, UK: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=273799