• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глобализационные процессы в странах Азии и Африки

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
4-й курс, 3 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Студенты получат представление о том, как под влиянием глобализации меняются современные международные отношения, проанализируют способы поддержания глобального мира и стабильности, в частности, узнают о деятельности международных организаций по предотвращению и регулированию международных конфликтах. Также студенты проанализируют влияние глобализации на экономику и политические институты стран Азии и Африки. Формат изучения дисциплины: с использованием онлайн курса “Changing Global Order” - https://www.coursera.org/learn/changing-global-order на платформе Coursera. Для освоения учебной дисциплины студенты должны владеть английским языком на уровне В2, иметь представление о общевостоковедной проблематике, иметь базовые представления о населении, традициях и культуре стран Востока. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при написании ВКР.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Познакомить студентов с определением понятия глобализации, ее основными характеристиками.
  • Сформировать у студентов понимание основных глобализационных тенденций в современном мире.
  • Обеспечить студентов релевантным теоретическим и эмпирическим инструментарием, позволяющим производить анализ глобализационных процессов.
  • Сформировать у студентов знания о влиянии глобализации на экономику и политические институты стран Азии и Африки.
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Знает основные положения различных теорий международных отношений.
  • Умеет использовать их для анализа глобальной политики и процесса глобализации.
  • Знает разные подходы к пониманию силы в мировой политике.
  • Знает и может дать определения понятиям глобальное управление и возвышающиеся державы.
  • Знает основные задачи и принципы функционирования международных многосторонние инициатив, таких как G-20 и ООН.
  • Может оценить роль возвышающихся держав (КНР, РФ) в международных организациях.
  • Знает и может оценить различные способы и механизмы разрешения конфликтов в международных отношениях.
  • Знает основные задачи, принципы работы и структуры региональных организаций, таких как Европейский Союз, Шанхайская организация сотрудничества, Арктический Совет, Африканский Союз.
  • Знает историю создания, эволюцию, структуру и функции НАТО.
  • Знает историю создания, эволюцию, структуру и функции Совета Безопасности ООН.
  • Анализирует роль стран Азии и Африки в Совете Безопаности.
  • Анализирует влияние глобализации на экономику и политические институты Восточной Азии и Ближнего Востока.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Теории международных отношений
    Основные теории международных отношений: реализм, либерализм, институционализм, конструктивизм. Сравнение основных парадигм международных отношений. Роль институтов. Окончание холодной войны с точки зрения теории международных отношений.
  • Возвышающиеся державы и международные институты
    Роль силы в мировой политике. Глобальное управление и возвышающиеся державы. Внешняя политика России, роль России в международных организациях. Возвышение КНР. Международные многосторонние инициативы, G-20 и ООН.
  • Конфликты и безопасность
    Разрешение конфликтов: медиация, переговоры, санкции Совета Безопасности ООН, Международный уголовный суд. Миротворческие миссии ООН. Международное право и конфликты.
  • Региональные организации в мировой политике
    Европейский Союз, Шанхайская организация сотрудничества, Арктический Совет, Африканский Союз: история появления и развития, функции, перспективы.
  • Роль НАТО в мировой политике
    История появления и эволюции НАТО. Структура и функции НАТО. Роль НАТО в меняющемся мире.
  • Реформирование Совета Безопасности ООН
    История возникновения Совета Безопасности ООН. Современная структура и функции Совета Безбожности ООН. Предложения по реформированию Совета Безопасности и ООН.
  • Глобализационные процессы в Восточной Азии и на Ближнем Востоке
    Глобализация и экономика стран Восточной Азии. Глобализация и эволюция политических институтов в Восточной Азии. Распространение восточтоазиатской модели развития. Региональная интеграция: АСЕАН, АСЕАН+3, АРФ. Глобализация и эволюция политических институтов на Ближнем Востоке. Негативное влияние экономической глобализации на страны Ближнего Востока. Региональные инициативы: Лига арабских государств, ОПЕК, и т.д.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинаре
    Работа на семинарах представляет участие студентов в дискуссии на семинарских занятиях по заранее заданным темам.
  • неблокирующий Тесты
  • неблокирующий Экзамен
    Итоговый контроль представляет собой письменный экзамен, состоящий из тестовых вопросов разного формата: множественный выбор, заполнение пропуска, вопрос с открытым ответом. Задания включают в себя вопросы по терминологии и фактическому материалу.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.2 * Работа на семинаре + 0.4 * Тесты + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Irogbe, K. (2014). The Effects of Globalization in Latin America, Africa, and Asia : A Global South Perspective. Lanham, MD: Lexington Books. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=777929

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Cornelio, J. S. (2014). Global futures in East Asia: youth, nation, and the new economy in uncertain times by Anagnost, Ann, Andrea Arai and Hai Ren. Social Anthropology/Anthropologie Sociale, 22(1), 118–119. https://doi.org/10.1111/1469-8676.12065_1