• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Гуманитарный научный образ мира и страны Востока

2018/2019
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
3-й курс, 3, 4 модуль

Преподаватели


Асатрян Гарник

Программа дисциплины

Аннотация

К научным революциям ведет, как правило, не открытие новых фактов, и даже не новый взгляд на старое, а нечто напоминающее озарение – новый взгляд на мир (Томас Кун). Все дисциплины, от которых зависит «новый взгляд на мир», не могут состояться без саморефлексии, без обучения ремеслу «быть самим собой» - самоидентификации. Самоидентификация себя в мире, то есть определение своего места и своего взгляда на то, что принято называть миром — открывает возможность нового взгляда на мир. Умение и способность адаптироваться к изменениям делает нас всех одного возраста и схожей психомоторики. Специализации «революционер» и «консерватор», присущие ХХ веку, утратили враждебность противоположного. Революционер-консерватор, или более близкое нашему курсу – консерватор-революционер – типичный, то есть востребованный, член общества протоглобальной нацеленности. Эта новая идентичность требует новую образовательною парадигму, в которой европейские языки соседствует с восточными, а логика Аристотеля – с эзотерикой Востока, всеобщая история видит мир целиком, психология помогает личности воссоединиться со своей природной сущностью, математика – вывести мышление за границы подсознания. Диалоговые отношения невраждебных противопоставлений «Я/Другой» и «Мы/Другие», становятся доминирующими типичностями. Задача же этого курса – это манифестация идеи Образа мира и глобальной этики как особых гуманитарных научных продуктов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Рассмотреть содержание понятия «Гуманитарный научный образ мира» с междисциплинарных позиций, применяя востоковедные методы научного знания.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • По итогам освоения курса обучающиеся получают знания о востоковедении как области научного знания надотраслевого уровня, знакомятся с основами междисциплинарного анализа как важнейшего метода востоковедного знания, овладевают основами текстологии, знакомятся с концентрациями и специализациями, которые предусмотрены БУП программы «Востоковедение и африканистика» ДВА (международные отношения в сфере политики, экономики, менеджмента; культурология и искусствоведение).
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Вводный раздел
    Понятия Гуманитарный научный образ мира и Глобальная этика развития человечества в контексте основных «вызовов» эпохи глобализации. Современный пространственно-временной комплекс, его формы и содержание. Теория игр и ее роль в современном миропонимании. Феномен мировой культуры. Концепция мирового порядка Генри Киссенджера. «Тридцатилетняя война» (1618-1648), Вестфальский мир и Вестфальская система. Доктрина суверенного равенства. Лингвистический национализм и распад традиционных империй в ходе Первой мировой войны. «Закат Европы» Освальда Шренглера о крушении западной цивилизации. Версальский договор (1919), конференция в Локарно (1925), кризис баланса сил в Европе, Вторая мировая война, от хаоса к биполярному миру. Консерватизм, либерализм, социализм. Вильсонианско-ленинская концепция самоопределения наций. От Священной Римской империи к Европейскому союзу: неочевидные перспективы. США — «противоречивая сверхдержава».
  • Интеллектуальные основы современного образа мира
    Востоковедение и его место в глобальном образовании. Метаязыковый Тезаурус ключевых слов и концептуальных универсалий в контексте основных параметров образа жизни. Феномены культуры в состоянии равновесия «динамической целостности». Аналоговая модель мышления и теория персональных конструктов Дж. А. Келли. Теория геокультурных полей. Теория рационального выбора и «Щедрая» программа в теории игр. Образное восприятие пространственно-временного континуума на примере Африки.
  • Лингвистические, исторические и психологические основы Образа мира
    Лингвистические основы Образа мира. Теория лингвистического моногенеза – учение о происхождении языка из одного источника. Теория моногенеза Образа мира. Специфика языковой картины мира по сравнению с другими ее версиями: реконструкции языковой картины мира с помощью фактов языка. О.А.Корнилов о языковой картине мира. Концепция семантического метаязыка и его словаря. «Панлингвистичность» языка. Религиозные тексты, рассматриваемые как «божественные откровения», создающие условия для сакрализации элементов устной и письменной форм речи. Различия между языковыми и текстовыми знаниями, поиск лингвистических основ Образа мира в обоих этих направлениях. Амбивалентность письма. Создание средствами языка неповторимого лингвистического кода Образа мира, который может быть передан средствами другого языка, но с неизбежной в этом случае утратой первоначальной аутентичности, то есть с «разрывом смысловой непрерывности». Эдвард Сэпир о стратегическом значении языкознания для развития методологии общественных наук. Взаимосвязь слова и культуры. Культурспецифические понятийные категории. Семантическая концепция А.Вежбицкой. Концепция мультиязыковой полиформности культур – востоковедный подход к языковой культуре человечества. Логика филогенеза человеческого вида. Постоянное и последовательное переформатирование культуры как основа миропонимания в целом и Образа мира как его производного. Язык – главный участник смыслового переформатирования образа мира. Психологические основы Образа мира. Неотделимость человеческой природы от природы окружающего мира. Тезис о том, человек, лишенный способности целостного мировосприятия - не может чувствовать себя психически комфортно. Образное мышление как инструмент, обеспечивающий непрерывность («целостность») человеческого восприятия реальности во времени и пространстве. Зависимость восприятия от быстроты доступа к запомненным знаниям об окружающем нас мире, скорости поиска стереотипных образных моделей и просто их наличия в памяти и в языке. Категоризация образов как одна из основных задач мыслительной деятельности человека. Субъектно-объектная характеристика образа как чрезвычайно важное свойство человеческого мировосприятия. Джером Брунер о врожденом подсознательном. Образное мышление как разновидность воображения. Парацельс о значении образа для мышления человека. Содержание понятия психический образ. Культура как природа, которую пересоздает человек, утверждая себя посредством этого в качестве человека. Образ мира как совокупность или упорядоченная система знаний человека о мире, о себе и других людях. Собственная «жизнь» образа. Современный гуманитарный научный образ мира – насущная потребность самосохранения человечества. Ортогенетический закон. Дж.А. Келли о мире, который существует, и о человеке, который непрерывно познает его. Метод познания с помощью персональных конструктов, которые интерпретируются как продукты личного опыта и единицы анализа Образа мира. Универсальный образ мира как концепт глобальной интеграции, непротиворечивая альтернатива локальным образам мировосприятия, обобщение знаний и опыта отдельных стран, психо-эмоциональная установка на позитивное мировосприятие в целом. Французская «Школа Анналов» о современном историческом знании. Антропологический «микроуровень» истории. Применение математических методов при анализе серийных источников. Современные методики социологии и социальной психологии в истории «Синхронность в исторических процессах. Рассмотрение основного концепта «школы Анналов» (Л.Февр, М.Блок, Ж. Ле Гофф, Ф.Бродель и др.)
  • Фоновые теории Образа мира
    Концепция «Другого». Современное «социальное воображение» и его распространение за пределы национального государства. Переопределение социологической системы координат на глобальном уровне. Актуальность установки на создание позитивного Образа мира. Применение концепции эстетической инаковости к двум предельно широким эстетическим феноменам - немотивированной радости и немотивированному страху. Рассмотрение Другого в качестве компонента Образа мира. Поиск обоснования для Образа мира на государственном уровне и в надгосударственном формате. Культивирование наряду с государственной идентичностью на основе патриотизма и национализма, идентичности на основе «государственного Другого». Эстетика и этика «Другого». Формирование глобального миропонимания в рамках востоковедного научного знания. Проблема переосмысления понятий и категорий индивидуальной и коллективной идентичностей. Фоновая теория мира Лесли Стевенсона. Присущее человеческому мышлению стремление к целостному мировосприятию тем или иным методом: мифологическим, историческим, теологическим или философским, а также естественнонаучным, социологическим, экономическим, политологическим и юридическим. Гуманитарно-научная картина мира как стимул для культурного роста человечества в глобальном масштабе. Наличие этнокультурных картин мира у большинства народов Земли и стремление к его созданию у тех, кто «не успел» это сделать. Фоновая теория мира по Л.Стевенсону - необходимый элемент любой общей теории о природе человека. Переход от картины мира к образному мировосприятию. Номотетический исследовательский подход. Шкала адекватность/неадекватность реальности как основной критерий, оценивающий результаты образного мышления. Базовые понятия, характеризующие мировосприятие: картина мира, образ мира, модель мира. Три концепции целостности, которые могут быть применены к рассматриваемой триаде понятий мировосприятия: элементаризм, редукционизм, холизм. Поиск основ для современного Образа мира в сфере культуры как один из путей укрепления общечеловеческих моральных принципов. Востоковедение и создание фоновой теории мировосприятия путем комплексного изучения стран и народов афро-азиатского ареала и их влияния на мировое развитие. Важнейшая задача востоковедения – достижение гармонии между универсальными принципами мироустройства и этнокультурными картинами мира. Неотделимость самооценки этноса, нации, нации-государства от соответствующего (этнического, национального, национально-государственного) представления об Образе мира или этнической картины мира. Этномир – этническое мироощущение как один из важнейших показателей этнической зрелости, цельности этнокультурного общественного сознания. Дж.Сакс о современных проявлениях «трайбализма». Понятие «невраждебный Другой» и его роль в формировании современного Образа мира. Концепция хронокультуры. Зигмунд Бауман о так называемом «западном» паттерне общественного развития.
  • Этнокультурные картины мира
    Глобальная этика современности: анализ взглядов Тензина Гьяцо. Религиозная этика на пути к совершенствованию («kung long») на основе универсальных этических принципов. Буддийская философская школа Мадхъямика (Срединный путь), ее Концепция зависимого происхождения (ten del) и ее роль в формировании этики нового мира и Образа мира. Этический канон современных буддистов: «Shen dug ngal wa la mi su pa» - «Неспособность выносить чужие страдания», и его применение в современном мире. Концепции сострадания (nying je) и концепция - sö pa - «способность выносить». Принцип всеобщей ответственности chi sem (буквально «универсальное сознание»). Критика «культуры постоянно развивающейся экономики». Концепция глобального разоружения и Всемирного Совета Людей Тензина Гьяцо. Проблема их юридического обоснования. Религия в качестве важного средства воспитания духовных качеств. Принципы глобального развития Джонатана Сакса. Разнообразие как глобальная ценность. Система принципов движения к будущему: Контроль – ответственность за нашу жизнь и отрицание неизбежности в экономических и политических процессах. Моральное измерение в экономике. Осуждение социальной несправедливости независимо законно оно или нет. Сострадание, обязательства развитых стран перед беднейшимнаселением мира. Творчество – самый эффективный, но не единственный путь преодоления нищеты при помощи образования. Сотрудничество – рынки не могут строиться на одной конкуренции: им необходимы добродетели и отношения на основе завета. Понимание иудаизма как религии правосудия и справедливости, но также и религии милосердия и прощения. Глобальный капитализм, его беспрецедентное по размаху наступление на нищету, невежество, болезни. Риск неуправляемого самопроизвольного нарастания внутренних противоречий. Отставание темпов развития глобальной экономики от темпов развития глобальной культуры, глобального управления и глобальной целеустремленности. Технический прогресс в форме угрожающего военного противостояния. Тезис о том, что демократия, оставаясь лучшей среди известных нам форм государственного правления», уже не обеспечивает контроль национальных государств над глобальными явлениями. Рыночный капитализм и его неспособность быть основанием равномерного и даже соразмерного распределения богатств. Моральный фактор в «Человеческом проекте». Идея «достоинства различия». Завет как универсальная форма установлению взаимоотношений без господства и подчинения. Концепция образа мира в Русской Православной Церкви. Взгляды Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла по основным проблемам глобального развития. Роль Образа мира в современной стратегии Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Образ мира для РПЦ: в перспективе Последних дней сохранение подлинной церковной традиции становится задачей, противостоящей идеям модернизации христианства, популярным в Западном мире. Если в западной идеологии, с точки зрения деятелей РПЦ, господствует эволюционизм, то для Православия меняющийся и модернизирующийся мир вовсе не выступает мерилом «современности». Верность традициям Апостольской Церкви является значительно более своевременным и современным требованием, чем попытки внешней «эйкуменизации» христианства. Утверждение устойчивых нравственных ценностей и привнесение их в сознание людей через образование и социальное действие. Деятельность комиссии «Ислам-Православие». Рассмотрение тезиса о фундаментальном противоречии нашей эпохи: противостояние либеральных цивилизационных стандартов, с одной стороны, и ценностей национальной культурно-религиозной идентичности, с другой». Именно эта проблемная сторона Образа мира становится для российского православия наиболее дискуссионной. Формирование Образа мира в сознании россиян - главный путь к консолидации на фоне повсеместно слабеющего чувства гражданской и национальной солидарности.
  • Этнокультурные картины мира
    Протестантизм и образ мира. Важнейшие элементы протестантского Образа мира: 1. Представление о Невидимой Церкви, которая объединяет всех истинно верующих, вне зависимости от деноминации (а у крайних эйкуменистов – даже религии), к которой они принадлежат. 2. Либеральное отношение к иным Церквям (перекликающееся с концепцией «религиозной экономики»), требующее автономии религиозных общин. 3. Рациональность, выражающаяся во взаимном обогащении духовными дарованиями различных церквей и в активной практической деятельности в миру. Несмотря на эсхатологичность «нового протестантизма» и острое ощущение им радикальных изменений, совершающихся в современном мире, он дает урок того, как либеральные ценности, предполагающие ценность «открытого мира» могут произрастать даже из крайних форм религиозного протеста, порой принимавшего (и принимающего) облик сектантства. Исламские представления об Образе мира. «Умеренный» ислам («васатыйа»), ислам, защищающий собственные духовные ценности («аман фикри»), ислам, выдвигающей в качестве альтернативы классического европейского права собственную правовую систему на основе религиозной правовой традиции - «шариата». Концепция «цивилизации» («хазара»), которая имеет в исламо-арабской социальной мысли глубокие корни и очевидную специфику. Исламская концепция цивилизации и ее религиозный подтекст. Схема базовых ценностей современной цивилизации, в основе которой лежат социальные цели жизнедеятельности человека. В порядке возрастания энергозатрат их можно расположить следующим образом: стремление человека к изобилию, представление об изобилии (араб. «вуфра»); стремление человека к справедливости, исламская концепция справедливости (араб. «адаля»); стремление человека к красоте, исламская эстетическая традиция, выраженная концепцией «красоты веры» (араб.«джамал-уд-дин»); и, наконец, стремление человека к истине, выраженная исламской концепцией «аль-хакк» - Высшая истина, т.е. Бог, воплощенный в символе веры и основополагающем принципе веры (иман) – единобожии (таухид). Раскрыв вышеназванные понятия миру исламская цивилизация ожидает ответных шагов со стороны представителей немусульманского «мультикультурного мира».
  • Этнокультурные картины мира
    Основные понятия конфуцианства в контексте формирования образа мира. Основные понятия конфуцианства как морально-этического учения о гармоничном мироустройстве, которые играют роль смысловых универсалий и могут войти в Тезаурус ключевых слов с концептуальных универсалий в контексте основных параметров образа жизни. Дао (道) — высший внутренний закон и высшая сила сущего; Дэ (德) — манифестация Дао в подлунном мире; также — умение внутренне соответствовать этой манифестации, то есть, высокая мораль. Триада (кит. сань цай, 三才) — Небо, Земля и Человек — три условные первоосновы мира; го (過) — отклонение, нарушение, — изменение изначального течения Дэ, ведущее к катастрофическим последствиям. ритуал (кит. ли, 禮) — набор церемониальных средств по возвращению утраченной гармонии в мир. вэнь (文) — культура вообще как основа мироустроительного ритуала; в более узком смысле — культура письменная, письменные знаки, также наделенные изначальной магией и требующие почтительного к себе отношения. «исправление имен» (кит. чжэн мин, 正名) — приведение поступков и предметов в строгое соответствие с их словесными обозначениями. «небрежность» (кит. гоу, 茍) — в конфуцианстве так, в частности, определяется несоответствие, возникающие между действием и его словесным выражением. «небесный мандат» (кит. тянь мин, 天命) — способность беспрепятственно транслировать через себя Дэ на Поднебесную, то есть, высшая предопределенность быть правителем. цзюнь-цзы (君子) — благородный муж, идеал человека в конфуцианстве; «недеяние» (кит. у вэй, 無為) — в конфуцианстве — способность осуществлять правление естественно, безо всяких понуждений и насильственных мер; жэнь (仁) — человеколюбие по отношению к достойным (верно исполняющим свои функции по поддержанию гармонии Дэ) членам общества; чжун (忠) — преданность государю, по моральным качествам соответствующему Дэ. «сыновняя почтительность» (кит. сяо, 孝) — уважение к благонравным и достойным старшим членам рода и забота о них; в более узком смысле — почтение к благонравным родителям и начальству. «отеческое милосердие» (кит. цы, 慈) — забота и милости к благонравным и достойным младшим членам рода и забота о них; в более узком смысле — забота о благонравных детях и подчиненных; чэн (誠) — искренность, совершенная добросовестность и осмотрительность в поступках. и (義) — долг, преданность долгу; шу (恕) — снисходительность; часто переводится как «взаимность». Отказ от действий, которые считал бы неправильными по отношению к себе. Конфуций считал это основанием для поведенческой нормы.
  • Тезаурус ключевых слов и моделирование персональных конструктов
    Тезаурус ключевых слов и концептуальных универсалий в контексте основных параметров образа жизни.Принципы выделения ключевых слов и концептуальных универсалий. Принципы выделения понятий, отражающих основные параметры образа жизни. Методика работы с таблицами тезауруса ключевых слов и концептуальных универсалий. Понятие «тезаурус этических традиций». Геокультурный образ мира: парадигмальность научного знания. Понятие культура, геокультура и их производные. Концепция геокультурного поля. Соответствие русскому понятию «образ мира» в английском, арабском, китайском, турецком, иврите и др. языках.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Устный доклад
    Студенты записываются на доклады заранее на определенные даты и доклад должен быть представлен на соответствующем семинаре. В случае пропуска семинара по уважительной причине (преподаватель получает уведомление из Учебного офиса), на котором студент должен представить доклад, дата выступления с докладом согласуется с преподавателем или куратором курса. Также студенту может быть предложено выполнить другое задание или сдать доклад в письменном виде, чтобы получить оценку по данному типу контроля. При отсутствии уважительной причины студент получает «0» по данному типу контроля. Доклад начинается с представления аудитории названия, плана, целей и задач выступления, и завершается выводами и перечнем источников и исследований, использованных при его подготовке.
  • неблокирующий Эссе
    Эссе представляет собой самостоятельную письменную работу студента на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем). Эссе должно содержать четкое авторское понимание смысла темы эссе. Студент должен выбрать и обозначить научную область (области), в рамках которой (которых) будет написано эссе, использовать соответствующие научные понятия и термины, сформулировать выводы.
  • неблокирующий Блиц-опросы
    4 письменных опроса по 10 вопросов каждый.
  • неблокирующий Экзамен
    Время для письменного ответа на экзамене – 60 минут. Экзамен состоит из тестовых заданий с открытыми ответами. Оценка снижается за искажение фактов, неполное раскрытие темы вопроса, бессистемное изложение, некорректные формулировки, неверные ответы на вопросы, неправильное раскрытие содержания терминов и названий.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.4 * Блиц-опросы + 0.2 * Устный доклад + 0.4 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Зеленев, Е.И. Постижение Образа мира : монография / Е. И. Зеленев. — Санкт-Петербург : КАРО, 2012 .- 336 с. - ISBN 978-5-9925-0773-7. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1049010

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Beck, U. (2000). The cosmopolitan perspective: sociology of the second age of modernity. British Journal of Sociology, 51(1), 79–105. https://doi.org/10.1080/000713100358444
  • KOLOGLUGIL, S. (2010). Michel Foucault’s archaeology of knowledge and economic discourse. Erasmus Journal for Philosophy & Economics, 3(2), 1–25. https://doi.org/10.23941/ejpe.v3i2.53
  • Mackinder, H. J. 1861-1947. (1904). The geographical pivot of history. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.CF879AD7
  • Васильев Л. С. - ИСТОРИЯ ВОСТОКА В 2 Т. Т. 1 В 2 КН. КНИГА 1 7-е изд. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 360с. - ISBN: 978-5-534-00069-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-vostoka-v-2-t-t-1-v-2-kn-kniga-1-438132