• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Олимпиада с азиатским колоритом: «Высшая проба» ждет знатоков Востока

Олимпиада с азиатским колоритом: «Высшая проба» ждет знатоков Востока

© Мария Жандарова / Высшая школа экономики

В российском обществе растет интерес к Востоку, и в ведущих вузах, в том числе в НИУ ВШЭ, все большим спросом пользуются образовательные программы, связанные с восточной тематикой. Увеличить свои шансы на поступление на такие программы ученики 9–11-х классов могут благодаря участию в олимпиаде «Высшая проба» по профилям «Востоковедение» и «Восточные языки» (китайский, японский). Рассказываем, что представляют собой состязания по этим профилям, как к ним лучше подготовиться и как складывается дальнейшая судьба дипломантов олимпиады.

Олимпиада школьников «Высшая проба» по востоковедению проводится с 2012 года, по восточным языкам — с 2015 года. Обоим профилям присвоен второй уровень, и дипломанты, обучающиеся в 11-м классе, могут поступить без вступительных испытаний или зачесть 100 баллов ЕГЭ на ряде образовательных программ не только НИУ ВШЭ, но и других ведущих вузов России. «Востоковедение» и «Восточные языки» — довольно редкие профили, и, в отличие, скажем, от истории или математики, они представлены в очень немногих олимпиадах, включенных в федеральный перечень.

Конечно же, участие в олимпиаде позволяет не только получить бонусы при поступлении. Это хорошая возможность проверить свои знания, повысить мотивацию, лишний раз убедиться, что вы заинтересовались Востоком всерьез и надолго, расширить свой кругозор в ходе подготовки и выполнения заданий. Нередко школьники, хорошо разбирающиеся в востоковедении, столь же хорошо владеют японским или китайским языком и поэтому участвуют в олимпиаде одновременно по двум этим профилям.

Профиль «Востоковедение»

«Завораживающая своей красотой японская миниатюра, иероглифика Китая, философские системы стран Востока, военное искусство Арабского халифата и современная экономика Кореи — все это может быть предметом вашего интереса, — обращается к участникам олимпиады по профилю «Востоковедение» преподаватель Лицея НИУ ВШЭ Елена Соловьева. — Нужно будет углубиться в самые разные вопросы взаимного влияния культур на обширном пространстве Азии и Европы, попытаться понять, где заканчивается Восток и начинается Запад, и решить, есть ли такое разделение на самом деле; узнать, как действительно выглядел Великий шелковый путь, если он вообще существовал; как живет и развивается традиционное и современное восточное общество в Китае, в Японии, в Корее, на Ближнем Востоке».

Особенность этого профиля в том, что для успешного выполнения заданий недостаточно знаний какого-то одного школьного предмета. Нужно разбираться в истории и экономике, литературе и этнографии, религии и философии народов Востока. Важнейшим инструментом понимания процессов, происходящих на Востоке, является знание иностранных языков — арабского, китайского, корейского или японского. И хотя для выполнения олимпиадных заданий они необязательны, специалисту-востоковеду в дальнейшем будет необходимо освоить хотя бы один из них.

Ключевая рекомендация представителей методической комиссии олимпиады по востоковедению: читать, читать и читать. Также они советуют знакомиться с культурой Востока в музеях и на выставках, пользоваться возможностями для подготовки в области востоковедения, которые предоставляет школьникам НИУ ВШЭ. По мнению экспертов, работы участников олимпиады с каждым годом становятся содержательнее и глубже, и это свидетельствует о росте интереса к восточной тематике.

Материалы для подготовки к олимпиаде, задания и решения прошлых лет, а также работы дипломантов размещены здесь.

Василий Деньчиков, студент 1-го курса ОП «Востоковедение» НИУ ВШЭ, дипломант «Высшей пробы» по востоковедению

Василий Деньчиков, студент 1-го курса ОП «Востоковедение» НИУ ВШЭ, дипломант «Высшей пробы» по востоковедению

Об олимпиаде «Высшая проба» мне рассказали преподаватели Лицея НИУ ВШЭ, где я учился, сказав, что это хороший шанс поступить в вуз. Я пробовал свои силы в востоковедении и в восточных языках (японском).

Олимпиада по востоковедению прошла довольно легко: я был уверен в своих знаниях, разве что боялся большого числа заданий по Ближнему Востоку (этот регион меня никогда особо не привлекал). Вопросы были интересными, особенно мне запомнился первый, в котором нужно было сравнить карту — предсказание итогов Второй мировой войны с ее реальными результатами, и третий, в котором был представлен обширный текст источника о довоенном периоде Сёва (правление императора Хирохито в Японии). Задания заставляли поломать голову, но нервозности это не вызывало, так что впечатления остались исключительно положительными.

Благодаря успеху на олимпиаде по востоковедению мне удалось поступить на одноименную образовательную программу факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ. Учиться здесь интересно, мне особенно нравится большой акцент на восточных языках. Можно изучать их с нуля, начинающие прогрессируют на глазах, а преподаватель японского языка Анастасия Андреевна Герасимова умеет уделить внимание и новичкам, и тем, кто уже имеет определенный уровень. Еще мне нравятся лекции профессора Евгения Семеновича Штейнера — высококлассного специалиста по японской культурологии. Благодаря ему я узнал множество тонкостей, зашифрованных в произведениях японской культуры.

В будущем хотел бы работать в российской компании, активно ведущей свою деятельность в Японии, или же в МИД России. Оба варианта сейчас кажутся скорее мечтой, однако мечтой достижимой. Нужно лишь продолжать углублять свои знания, пользоваться каждой возможностью.

Профиль «Восточные языки» (китайский, японский)

Составители заданий «Высшей пробы» по восточным языкам обладают богатым опытом преподавания китайского и японского языков не только в вузе, но и в старших классах школы. Они исходят из того, что задания должны быть разнообразными, охватывающими обширный лексический, грамматический и культурологический материал. Также они считают, что с помощью олимпиадных заданий можно не только проверить знания, но и мотивировать школьников изучать культуру страны выбранного языка на более высоком уровне.

На олимпиаде надо не только применить накопленные лингвострановедческие знания, но и проявить находчивость, языковую догадку, продемонстрировать знание основ грамматики и лексический запас необходимого уровня. Также нужно продемонстрировать знания, касающиеся иероглифики, умение писать развернутые сочинения по заданной теме и не только. В вопросах географии, культуры, истории изучаемого региона тоже следует разбираться.

Многие участники олимпиады прошлых лет отмечают, что отвечать на вопросы им было интересно. Помогают не только знания, но и творческий подход.

Методическая комиссия «Высшей пробы» по восточным языкам предлагает несколько лайфхаков для участников олимпиады.

  1. Внимательно прочитайте перечень тем и методические рекомендации к выполнению заданий. Мы постарались расписать все максимально подробно, там много полезных подсказок и важной информации.
  2. Внимательно читайте задания олимпиады. Где-то надо выбрать только неправильные пункты.
  3. Среди заданий первого (отборочного) этапа часто попадаются вопросы на соответствие или выбор из нескольких вариантов ответа. Если не знаете точный ответ, используйте метод исключения. Убирайте в первую очередь те пункты, которые точно не подходят.
  4. Перед участием во втором (заключительном) этапе рекомендуется прочитать критерии оценивания письменных ответов, чтобы понять, что в изложении и сочинении «весит» больше и за что именно снимаются баллы.
  5. Обратите внимание на рекомендации, связанные с временем выполнения заданий. Они составлены на основе многолетнего опыта проведения олимпиады. Правильное распределение времени играет большую роль.

Материалы для подготовки к олимпиаде, задания и решения прошлых лет, а также работы дипломантов размещены здесь. 25 октября в 17:00 состоится вебинар для участников «Высшей пробы» по восточным языкам. Эксперты расскажут подробно об особенностях подготовки по каждому языку.

Валерия Смолина, студентка 1-го курса ОП «Востоковедение» НИУ ВШЭ, дипломант «Высшей пробы» по восточным языкам (китайский)

Валерия Смолина, студентка 1-го курса ОП «Востоковедение» НИУ ВШЭ, дипломант «Высшей пробы» по восточным языкам (китайский)

Участие в олимпиаде было немного волнительным, потому что еще с конца 10-го класса, когда стало известно, что олимпиада по восточным языкам дает БВИ на образовательную программу «Востоковедение», я все силы бросила на подготовку. Очень боялась, что из-за проведения олимпиады в онлайн-формате в любой момент может случиться что-то непредвиденное. Но ничего такого, к счастью, не произошло. Когда увидела свои результаты, не могла себе представить, что они мои! Конечно же, была очень рада, что от ЕГЭ моя судьба уже не так сильно зависела.

Наиболее сложными для меня оказались творческие задания — изложение по прослушанному тексту и предпоследнее сочинение на использование слов и конструкций. Нужно очень хорошо подумать, как все эти слова использовать в одном логически связанном тексте.

Сейчас я учусь в Вышке, и мне в первую очередь нравится мое окружение. Все одногруппники очень сильные, они воодушевлены поступлением в один из самых престижных вузов страны и воодушевляют меня на хорошие результаты в учебе. Преподаватели требовательные, но это совершенно оправданно, потому что, на мой взгляд, они на каждых занятиях выкладываются на сто процентов.

В университете я изучаю китайский и английский. В ближайшее время планирую подрабатывать репетитором по китайскому, а в дальнейшем, надеюсь, Вышка поможет определиться. В будущем хотелось бы работать в сфере международных отношений или торговли с Китаем.

Олимпиада школьников «Высшая проба» проводится по 27 профилям, в том числе по одному новому — «Международные отношения». В профиле «Финансовая грамотность» с этого года могут принять участие школьники не только 9–11-х, но и 7–8-х классов. В профиле «Экономика» содержательно изменятся задания и будут включены вопросы, упражнения, задачи по мировой экономике.

В линейку языков профиля «Иностранные языки» добавлен испанский, популярность изучения которого в последнее время сильно выросла. Его изучают в растущем числе школ Москвы, Санкт-Петербурга и крупных региональных центров. В Вышке, если не считать английского, студенты чаще всего изучают испанский, а в качестве второго иностранного языка по выбору он занимает первое или второе место. Возможности применения испанского очень высоки: по разным оценкам, на этом языке говорят от 450 до 600 млн человек — жителей Испании, стран Латинской Америки и Карибского региона, некоторых государств Африки.

Так как профиль «Иностранные языки» входит в федеральный перечень с 2016 года и ему присвоен 1-й уровень, дипломантам «Высшей пробы» по испанскому языку доступны те же преференции, что и дипломантам по английскому, немецкому и французскому: 11-классники смогут поступить в вузы без вступительных испытаний или зачесть 100 баллов за ЕГЭ по иностранному языку.

Зарегистрироваться на олимпиаду можно до 9 ноября.