Преодолевать барьеры и возводить мосты
Круглый стол с международными партнёрами Санкт-Петербургской школы гуманитарных наук и искусств НИУ ВШЭ прошёл в Канатном цехе
Организатором круглого стола «Bridging Cultures: Enhancing International Competence in Higher Education and Business» стала Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств НИУ ВШЭ. Дискуссия на тему межкультурных отношений в сфере высшего образования и бизнеса прошла в рамках Международной партнёрской недели.
Со вступительным словом к участникам обратился профессор швейцарской Международной Школы Бизнеса Мартин Клоц. Свою речь он начал с определения понятия «культура» и привёл в пример несколько моделей – каждая из них затрагивает разные аспекты понимания национальной идентичности страны. Профессор подчеркнул необходимость развивать качество межкультурных отношений в бизнесе.
«Если мы хотим расширять свои бизнес-связи, то нам просто необходимо осознавать культурные и национальные особенности наших партнеров. И хотя сейчас существует много литературы на эту тему, она в основном англо- и немецкоязычная. Работы по данной тематике должны появляться у индонезийских, индийских и китайских авторов. Так мы станем действительно компетентными в кросс-культурных взаимоотношениях», – отметил Мартин Клоц.
Следом выступил доцент департамента истории ВШЭ СПб Николай Ссорин-Чайков. Говоря о магистерской программе «Мировая и региональная история», он сделал акцент на том, что изучение глобальной истории позволяет проследить, как люди разных национальностей в разные времена понимали мир и межкультурные взаимоотношения в нём.
«Неожиданный взгляд на мир можно увидеть на примере подарка. Бразильские коммунисты в 1949 году подарили Иосифу Сталину на день рождения подарок – телефон в виде глобуса с советской символикой. Этот подарок стал, во-первых, символом советской власти во всём мире, а во-вторых, важным элементом политической коммуникации», – рассказал Николай Владимирович.
Дальше слово взял представитель Федерального Университета Пернамбуко в Бразилии Джованни Саймону Мачадо. Профессор подробно рассказал о межкультурном взаимодействии на примере Бразилии и СССР.
«Связь [между странами]очень важна. И даже сегодня она может помочь иностранным студентам и бизнес-партнёрам адаптироваться в чужой стране. Я вот, например, заметил, что стал в России слушать народную бразильскую музыку. У меня даже появилась тяга к приготовлению наших национальных блюд», – подчеркнул сеньор Мачадо.
Опытом работы пермского филиала Вышки поделилась доцент департамента иностранных языков НИУ ВШЭ Елизавета Смирнова. В рамках новой программы «Иностранные языки и межкультурные коммуникации» студенты выполняли проекты совместно с Национальным Университетом Колумбии и мексиканским Университетом Панамерикана. Проекты проходили онлайн для студентов всех трёх стран.
«По завершении работы мы провели исследование, чтобы узнать мнения всех студентов. В основном это были положительные отзывы о приобретении новых знаний, знакомств и навыков. Однако некоторые студенты предложили ставить больше часов на проекты, чтобы была максимальная вовлечённость», – пояснила Елизавета Александровна.
Тему сотрудничества с иностранными студентами продолжила академический руководитель магистерской программы «Языковые технологии в бизнесе и образовании» Питерской Вышки Анастасия Колмогорова. На примере образовательной программы она рассказала о первом опыте обучения иностранных студентов офлайн.
«В этом году к нам присоединилась китайская студентка Лу Хи. Она прошла довольно непростой путь адаптации, но всё же участвовала в практических проектах и внесла достойный вклад в командную работу, – поделилась Анастасия Владимировна. – Её опыт крайне важен, так как мы теперь представляем, какие изменения в программе необходимы для наибольшего комфорта иностранных студентов».
К обсуждению также присоединился региональный директор компании FESCO, старший преподаватель департамента логистики и управления цепями поставок НИУ ВШЭ в Петербурге Глеб Пожеметский. Он поделился ключевыми советами для развития глобального мышления и управления многонациональной командой. На примере своей команды спикер рассказал, как работают эти принципы.
«При работе над проектами мы всегда равномерно распределяем роли, уважаем друг друга и прислушиваемся ко всем участникам. Соблюдение этих правил – залог успеха», – прокомментировал Глеб Брониславович.
С заключительным докладом выступил руководитель образовательной программы «Медиакоммуникации» Михаил Тюркин. Он подчеркнул важность совместных международных проектов и проиллюстрировал свою мысль кейсом сотрудничества Медиакома с Lovely Professional University (Индия). Студенты записали интервью с двадцатью представителями разных сфер индийской жизни для документального фильма «Скажи мне, гуру!»
«Наша картина посвящена такой важной особенности индийской культуры, как умение и желание учиться. Для индийцев огромную роль играет фигура гуру, который передаёт своим ученикам ценные знания и житейский опыт. Это умение учиться и учить проявляется во всех сферах жизни индийского общества – в религии, образовании, науке, музыке, кино и даже моде. Пожалуй, именно это умение помогло Индии стать третьей экономикой мира и одним из лидеров в сфере IT. Надеюсь, что наш фильм поможет российской молодой аудитории лучше понять индийский менталитет», – рассказал Михаил Вячеславович.
Итоги круглого стола подвела доцент департамента иностранных языков Наталия Урсул. Она отметила, что в ходе дискуссии вопрос межкультурных отношений удалось рассмотреть всесторонне. Наталья Валерьевна подчеркнула, что различия в культурах – это не барьер, который разделяет нас, а мост, который мы строим все вместе.
Текст: Маргарита Мардер
Фото: Мария Кривогорницына

