• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Экономическая статистика

2016/2017
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 4 модуль

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает требования к образовательным результатам и результатам обучения студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих дисциплину «Экономическая статистика», учебных ассистентов и студентов направления подготовки 38.03.02 «Менеджмент», обучающихся по образовательной программе «Логистика и управление цепями поставок».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование у студентов научных знаний о методах сбора статистических данных, характеризующих социально-экономические процессы на различных уровнях (микро-, макро-);
  • способах анализа важнейших статистических показателей, о способах применения статистики в конкретных исследованиях социально-экономических процессов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные термины, определения, теоремы и понятия экономической стати-стики. Умеет получать необходимую ста-тистическую информацию для выполнения поставленной задачи, обосновывать методы анализа статистических данных, анализировать и интерпретировать данные статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей на микро- и макро-уровнях.
  • Владеет современным аналитическим инструментарием, используемым для исследования социальных процессов и явлений; применяет пакеты прикладных программ в области обработки данных, владеет навыками логичного изложения результатов исследования.
  • Обосновывает план поиска данных для статистического исследования реальной экономической ситуации, формирует систему исходных показателей, подготавливает матрицу данных в соответствии с поставленной аналитической задачей, владеет навыками структурирования материала, проводит проверку информации различных источников на методологическую сопоставимость
  • Обосновывает выбор системы показателей, применяет компьютер как средство управления информацией, проводит содержательную интерпретацию полученных результатов.
  • Владеет современным аналитическим инструментарием, используемым для анализа финансовой, бухгалтерской информации, содержащейся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д.; применяет пакеты прикладных программ в области обработки данных, владеет навыками логичного изложения результатов исследования.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Предмет и метод статистики. Общие сведения о статистическом наблюдении.
    Предмет статистики, ее значение и основные задачи. Некоторые особенности статистического исследования. Примеры практического применения статистических методов и использования статистических данных. Основные понятия или категории статистики: совокупность, единица совокупности, признак, показатель, зависимость. Первичная классификация признаков (качественные (атрибутивные), количественные). Разновидности количественных признаков (дискретные, непрерывные). Понятие о статистическом наблюдении, этапы его проведения. Основные организационные формы, виды и способы статистического наблюдения.
  • Сводка и группировка статистических данных.
    Сущность сводки и группировки статистических материалов. Задачи, решаемые при помощи метода группировок. Виды статистических группировок. Принципы построения статистических группировок: выбор группировочного признака, эмпирические методы определения количества групп, методы расчета интервалов групп. Группировки с открытыми и закрытыми, равными и неравными интервалами. Ряды распределения: атрибутивные и вариационные. Правила их построения. Кумулятивные ряды. Графическое изображение рядов распределения.
  • Графическое изображение статистических данных. Статистические таблицы.
    Статистические таблицы и их отличие от других табличных форм. Подлежащее и сказуемое статистической таблицы. Виды таблиц по характеру подлежащего и сказуемого. Правила построения статистических таблиц. Назначение статистических графиков и их основные элементы. Классификация графиков, правила их построения, назначение.
  • Обобщающие статистические показатели: абсолютные и относительные величины.
    Понятие статистического показателя. Система статистических показателей. Абсолютные показатели. Единицы измерения абсолютных показателей. Относительные показатели. Виды относительных показателей.
  • Обобщающие статистические показатели: средние величины, структурные средние величины. Показатели вариации.
    Средние величины. Понятие и интерпретация средней величины. Виды типических показателей: средняя арифметическая простая, средняя арифметическая взвешенная, средняя гармоническая, средняя геометрическая, степенные средние. Правило мажорантности средних. Мода. Медиана. Сравнение моды, медианы и среднего. Квартили, децили. Понятие вариации признака. Абсолютные показатели вариации: размах, среднее линейное отклонение, дисперсия и среднее квадратическое отклонение. Относительные показатели вариации: коэффициенты вариации, относительного линейного отклонения.
  • Выборочное наблюдение
    Роль выборочного наблюдения в современной статистике. Генеральная и выборочная совокупности и их обобщающие характеристики. Способы отбора, обеспечивающие репрезентативность выборки (повторный и бесповторный отбор). Виды выборочного наблюдения. Ошибки выборки. Построение доверительных интервалов для среднего значения, и доли признака в генеральной совокупности. Определение необходимого объема выборочной совокупности. Распространение данных выборки на генеральную совокупность.
  • Статистическое изучение взаимосвязей.
    Понятие о статистической и корреляционной связи. Корреляционный анализ для количественных переменных: коэффициент корреляции Пирсона, коэффициент детерминации, частные и множественные коэффициенты корреляции и детерминации – в системе трех переменных. Корреляция рангов (корреляционный анализ неколичественных переменных): коэффициент корреляции рангов Спирмена, коэффициент корреляции Кенделла, измерение связи для номинальных переменных – по таблицам сопряженности, коэффициент ассоциации, коэффициент контингенции.
  • Индексный анализ.
    Понятие об индексах и их функциях в статистическом анализе. Виды индексов. Система взаимосвязанных индексов, смысл ее применения. Агрегатный индекс как основная форма аналитического индекса. Индексы цепные и базисные, их взаимосвязь. Использование индексов при анализе социально-экономических явлений.
  • Анализ рядов динамики.
    Понятие о рядах динамики. Виды динамических рядов, обеспечение их сопоставимости. Показатели динамики: абсолютный прирост, темпы роста и прироста (цепные и базисные), абсолютное значение 1% прироста. Средние динамического ряда: средний уровень, средний абсолютный прирост и темп роста. Способы выявления основной тенденции. Индекс сезонности.
  • Макроэкономическая и микроэкономическая статистика.
    Основы статистики населения, статистики рынка труда, статистики уровня жизни, статистики национального богатства, статистики предприятий.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа
    Контрольная работа содержит открытые вопросы следующих типов: задачи для решения, вопросы на знание теоретического материала, задания на практическое приме-нение полученных знаний. Задачи и задания на практическое применение полученных знаний требуют подробного представления решения и экономической содержательной интерпретации результатов, теоретические вопросы требуют развернутых ответов. За каждый вопрос даётся определенное количество баллов, указываемое в скоб-ках в тексте контрольной работы. Если ответ на вопрос верен, за нее выставляется пол-ный балл. Если ответ на вопрос дан частично верно, то в зависимости от его содержа-тельности будет выставлен более низкий балл, чем указанный в скобках к вопросу. Далее баллы по всем вопросам контрольной работы складываются. Высший балл за всю кон-трольную работу – 10.
  • неблокирующий Типовой расчёт
    При оценке типового расчёта (индивидуальной домашней работы) оценивается правильность и обоснованность решений, правильность оформления с использованием статистических формул, интерпретация полученных результатов и выводы. Каждая зада-ча (или пункты задачи, если они имеют отдельный вес) оценивается отдельно, в соответ-ствие со своим весом, по шкале с 6-ю градациями (таблица 1) или в числовом виде.
  • неблокирующий Экзамен
    Критерии оценивания для экзамена По итогам курса предусмотрен экзамен. Экзамен проходит в письменной форме. Экзаменационный билет включает теоретические вопросы и практические задания на все темы курса. Задачи требуют подробного представления решения и экономической содержательной интерпретации результатов. Критерии оценивания теоретической части. За каждый теоретический вопрос дается определенное количество баллов, указываемое в скобках в тексте экзаменационной работы. Если ответ на вопрос верен, за нее выставляется полный балл. Если вопрос раскрыт не полностью, то выставляется частичный балл (в зависимости от того, насколько развернуто студент продемонстрировал свои знания по данному вопросу). Критерии оценивания практической части. За каждую задачу дается определенное количество баллов, указываемое в скобках в тексте зачетной (экзаменационной) работы. Если задача решена верно, за нее выставляется полный балл. Если задача не доведена до конца или решена неверно, но была найдена идея верного решения, то выставляется частичный балл (в зависимости от того, насколько значительной была ошибка). Оценка за зачетную (экзаменационную) работу выставляется по 10-балльной системе и получается путем суммирования баллов, полученных за каждую задачу. Затем полученный результат округляется по арифметическим правилам. В ходе итогового контроля (экзамена) студент должен продемонстрировать знания, полученные при изучении соответствующих разделов курса, а также навыки их применения в аналитической работе. Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.4 * Контрольная работа + 0.2 * Типовой расчёт + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Мхитарян В. С., Агапова Т. Н., Ильенкова С. Д., Суринов А. Е. ; Под ред. Мхитаряна В.С. - СТАТИСТИКА. В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 270с. - ISBN: 978-5-534-09357-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/statistika-v-2-ch-chast-2-442402
  • Под ред. Мхитаряна В.С. - СТАТИСТИКА. В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 249с. - ISBN: 978-5-534-09353-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/statistika-v-2-ch-chast-1-442401

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Елисеева И.И. - Отв. ред. - СТАТИСТИКА В 2 Т. ТОМ 2 4-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2018 - 346с. - ISBN: 978-5-534-04014-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/statistika-v-2-t-tom-2-421538