• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

С факультета права на юридический: зачем цивилисту менять кампус и «стоит ли игра свеч»? // Выпускница факультета права о московском и питерском кампусах Вышки

Евгения Сковинская рассказала студенческому пресс-центру о своем поступлении в магистратуру, а также поделилась своими размышлениями о критериях выбора направления.

С факультета права на юридический: зачем цивилисту менять кампус и «стоит ли игра свеч»? // Выпускница факультета права о московском и питерском кампусах Вышки

После окончания бакалавриата у выпускников есть два пути: пойти работать или продолжать обучение дальше. Может показаться, что магистратура нужна только для того, чтобы продлить студенчество, помочь с переездом в другую страну или избежать призыва в армию. Однако для юридической и академической карьеры магистратура – это важно. Почему это так?

В современных реалиях в магистратуру все-таки поступают те, кому это действительно интересно. С такими студентами проще и продуктивнее работать. На мой взгляд, получив степень бакалавра по юриспруденции без какой-либо специализации, ты выходишь на рынок труда с достаточно расширенным кругозором. Это особенно актуально для неопределившихся в сфере права выпускников и четверокурсников. Представим, что вы точно не хотите уходить из Вышки в другой университет.

Московский кампус предлагает большое разнообразие образовательных программ (далее – ОП) на факультете права – шестнадцать. Если вам нравится, и (или) вы хотите изучать гражданское право, есть три ОП, на которые стоит обратить внимание: «Цифровое право», «Частное право» и «Международное частное право и международный коммерческий арбитраж». Последняя подойдет для тех, кто хочет развиваться в международном аспекте и в дальнейшем, возможно, поехать стажироваться или продолжать обучение в другую страну. Программа «Цифровое право» – это про тех людей, которые хотят развиваться в сфере IT/IP права, а некоторые, возможно, уже горят ей и работают в этой отрасли. Самая подходящая ОП для заядлого или будущего цивилиста – «Частное право».

В июне 2021 года базовая кафедра практической юриспруденции НИУ ВШЭ объявила о завершении своей работы. Совместно с этой новостью о своем уходе объявил ряд преподавателей, ради которых действительно хотелось поступать на магистратуру «Частное право». Казалось, что знания и умения, которые они могут дать, будут способствовать развитию студентов, но концепция магистерской программы сменилась вместе с преподавателями – время покажет, в какую из сторон – в лучшую или в худшую. Стало ясно, что шагать в неизвестность, когда есть определенные цели – бессмысленно. Однако до окончательного принятия решения у меня были сомнения по выбору ОП «Частное право», потому что мне хочется развиваться именно в сфере семейного права, включая наследственное, но из учебных курсов на сайте был только научно-исследовательский семинар «Наследственное право».

Семейное право в последние годы становится все более актуальным и привлекательным направлением. Сегодня по нему активно развивается практика консультирования частных клиентов, поэтому введение в проблематику этой отрасли и изучение дискуссионных вопросов было одним из важных критериев выбора магистратуры. Другой критерий был описан ранее, назовем его «список преподавателей, ради которых стоит идти». Этим требованиям соответствовала программа «Гражданское и коммерческое право» в кампусе питерской Вышки.

Академическим руководителем программы и по совместительству преподавателем курса «Актуальные проблемы права интеллектуальной собственности» является Александр Петрович Сергеев. Он соавтор и редактор учебников по гражданскому праву, комментариев к Гражданскому Кодексу РФ, а также автор других учебных пособий по интеллектуальной собственности. Преподавательский состав впечатляет. Всю информацию можно подробнее посмотреть на сайте, но хотелось бы добавить, что есть курсы, которые читают Всеволод Владимирович Байбак, Даниил Олегович Тузов и Михаил Валерьевич Антонов. Курс «Проблемы семейного права» читает Илья Евгеньевич Титов. Соответственно, абитуриента «подкупает» и этот критерий. На данный период времени могу подтвердить, что обучение интересное, но есть еще один немаловажный фактор – практико-ориентированность.

Я отметила для себя практико-ориентированность питерской Вышки решением большого количества задач и проведением письменных экзаменов, направленных на умение анализировать и решать кейсы. Определиться с точностями своих выводов получится, наверное, только после первой сессии, а может и первого года обучения, поэтому я поговорила со студенткой четвертого курса НИУ ВШЭ (СПб) Екатериной Астаховой. Она приезжала в Москву по мобильности на год, и мне было интересно узнать ее мнение об обучении на бакалаврских программах. Я обратилась к ней, когда только прошла на бюджет на «Гражданское и коммерческое право», чтобы осознанно подойти к выбору магистратуры в Вышке и не только.

Вспоминая тот год, понимаю, что мне нравилось не само обучение, а Московский кампус.

К сожалению, в Питере нет ночных библиотек и круглосуточных кампусов. Катя говорила, что ей сложно представить «засиживание» в юридическом корпусе в СПб: «...в библиотеку хочется приходить только для того, чтобы взять учебник Сергеева, столовые не столь разнообразные и приятные, а корпус довольно забитый и нет отдельных мест для коворкинга». На факультете права в Москве есть коворкинг, библиотека и столовая, которая сейчас не работает, но она просторнее и в ней можно заниматься. Кроме того, в пешей доступности Покровка, в которой можно приятно потеряться. Катя рассказала, что однажды ей выписали замечание, когда поймали ночью в корпусе. Со мной такого не случалось, хотя я всегда выходила достаточно поздно, особенно в период подготовки к выпускным экзаменам.




На юридическом факультете студенты с первого курса бакалавриата сдают письменные экзамены, и магистратура не исключение. Периодически это наводит страх, потому что за четыре года ты привыкаешь к автоматам, приятным разговорам, а иногда к легким допросам, но все они связаны исключительно с теорией. Мне кажется сложным переключаться с устных экзаменов на письменные. Катя рассказала, что несколько раз оставалась ночевать на Покровке и заставляла себя учить формулировки, зубрить классификации и составы преступлений.

Раскрепощенность и болтовня – вот ключик к пониманию всех устных экзаменов.

Письменные экзамены обычно состоят из двух объемных задач по тридцать минут на каждую, а иногда может быть один теоретический вопрос и одна задача. Некоторые преподаватели запрещают пользоваться справочными правовыми системами «КонсультантПлюс» или «Гарант», поэтому решение задачи должно строиться исключительно на твоих логических рассуждениях и может даже заучивании определенных норм. Экзамены могут проводиться и в формате open-book: Катя рассказывала, что на римском праве, которое преподавал Д.О. Тузов, у них была одна задача на сорок минут и они могли пользоваться распечатанными лекциями, которые были по 400 страниц с закладками для поиска. Она отметила, что к письменным экзаменам привыкаешь, но она не отказалась бы от автоматов или накопленной в 5–6 баллов за семинарские занятия, потому как в питерской Вышке экзамен весит 70% – в магистратуре также.

На экзамене мы попадаем в примерно равную патовую ситуацию, но соревнуемся только с собой.

Не знаю, какое количество человек со мной согласятся, но письменные экзамены в виде решения задач — это практико-ориентированное образование. Здесь не получится готовиться к экзамену за неделю, написав всей группой билеты, чтобы прочитать и выучить их. Катя говорила, что с первого курса семинары построены на решении кейсов. Например, были задачи по законам Хаммурапи и Ману, по римскому праву про Ульпианов и Гаев, задачи про поросят на гражданском процессе или задачи по инкассо на пересдаче по гражданскому праву.

По наивности я не знала, куда поступала, не знала преподавательский состав, не была знакома с программой и даже не знала о том, что римское право можно выучить за полтора месяца, а потом половину лета готовиться к пересдаче.

Получается, в Питерском кампусе не обсуждают «сухую» теорию, не пересказывают параграфы учебников и не пишут билеты за день до экзамена. Я заметила, что от студентов не требуют зубрежки, а просят анализировать и уметь искать ответы на вопросы. Этим занимаются студенты на стажировках и выпускники на работе. После разговора с Катей у меня сложилось определенное мнение и впечатление, которое оправдывается сейчас уже на моих учебных курсах. В Петербурге образование построено более по-европейски, чем в Москве. Читать нужно много, семинары весят либо 10%, либо ничего, а твое присутствие особо никто не учитывает, но без него сдать экзамен на хорошую оценку все равно не получится.

Резюмируя, хочу добавить, что не агитирую никого поступать в питерскую Вышку. Это мой личный опыт, однако советую обращать внимание на многие описанные критерии. Выбирайте узкое направление исключительно из своих интересов, смотрите на международную мобильность, на возможность работать во время обучения, на преподавательский состав и на список курсов. Найдите два-три вуза, которые вас интересуют. Изучите список литературы для подготовки и вопросы к экзаменам. Работайте над своим резюме и портфолио. Помните о том, зачем вам это нужно.

Текст: Евгения Сковинская
Фото: из личных архивов, инстаграм-аккаунт Питерской Вышки