• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
28
Май

История и теория дизайна

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
10
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Студент получает представление об эволюции искусства и дизайна. В рамках курса студент познакомится с базовыми знаниями в области теории и истории дизайна, ключевыми этапами развития мировой истории современного искусства, ключевыми теоретическими моделями, особенностями различных медиа, стилистическими направлениями искусства. Изучение курса будет способствовать формированию и развитию способности актуализировать знания посредством использования глобальной информационной сети и печатных изданий; профессионального мышления, снабжает их студентов материалом для будущей работы. Студент приобретет навыки использования профессиональных приемов сбора и отбора фактов истории, их с применения в собственных творческих работах; анализа проблем и тенденций развития современного дизайна; критического соотношения стилей дизайна и других визуальных искусств. По дисциплине предусмотрены следующие элементы контроля: Активность на занятиях, домашнее задание, промежуточный тест, экзамен. Ни один из элементов контроля не является блокирующим. Сфера применения знаний, полученных в ходе изучения курса, чрезвычайно широка. Эти знания могут быть использованы в дальнейшем при изучении дисциплин: Современный дизайн, Креативное проектирование.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «История и теория дизайна» является формирование у обучающихся базовых знаний в области истории и теории дизайна. Дисциплина призвана формировать у студентов базовое представление об эволюции искусства и дизайна, студенты учатся профессиональным приемам сбора и отбора фактов истории искусства дизайна и навыками применения их в собственных творческих работах. В ходе дисциплины студенты овладеют навыками анализа проблем и тенденций развития искусства и дизайна, смогут критически соотносить стили дизайна (фовизм, экспрессионизм, кубизм, авангард, футуризм, поп-арт, минимализм и др.), иных визуальных искусств.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студенты изучат темы охватывающие базовую модель психики и её применение для разработки коммуникаций, а также основные закономерности зрительного восприятия в дизайне
  • Студенты узнают ключевые этапы развития мировой истории современного искусства, знакомятся с ключевыми теоретическими моделями, особенностями различных медиа, а также стилистическими направлениями искусства.
  • Студенты изучат эволюцию костюма и моды с древних цивилизаций до начала XX века, сформируют представление о смене модных тенденций в рамках культурно-исторического и социального контекста, познакомятся с концепциями исторического костюма, получат представление о влиянии истории культуры на формирование модных силуэтов, изучат стилистическое своеобразие моды в процессе ее исторического становления.
  • Студенты изучат особенности ремесла дизайнеров по костюмам в кино, знакомятся с эволюцией моды на экране. Узнают, как разрабатывается концепция кино-образа, как через внешний облик и костюм раскрывается психология персонажей фильмов, и как экранные образы коррелируют с общими тенденциями моды XX-XXI века.
  • Студенты прослушают курс по истории и эстетике новейших медиа, сосредоточат внимание на таких видах искусства, как перфоманс, саундарт, медаинсталляция, нет-арт и др. Изучат перфоманс и инсталляции, их истории и эстетики.
  • Студенты изучат эволюцию моды XX века, сформируют представление о смене модных тенденций в рамках культурно-исторического и социального контекста. Студенты познакомятся с особенностями развития моды XX века, узнают о ключевых дизайнерах и модельерах последних 150 лет, а также получат представление о влиянии истории культуры на формирование модных силуэтов
  • Студенты познакомятся с византийским, древнерусским, сербским, средневековым искусством, изучат влияние иконописи, монументальной живописи и декоративно-прикладного искусства Средних веков на дальнейшее развитие искусства.
  • Студенты изучат основы рекламного языка, текста и образа в исторической перспективе, познакомятся с историей появления рекламных агентств, образом потребителя, теорией рекламы и медиа, историей взаимоотношений рекламы и пропаганды, узнают о креативной революции и связанными с ней феноменами.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Дизайн. Психология визуального восприятия и рекламного воздействия
    Дизайн и реклама создаются людьми для воздействия на людей. И творчество рекламщиков, и восприятие pекламы потребителями, и требования заказчиков не являются произвольными и случайными – они обусловлены структурой и алгоритмами психики, возникшими в процессе эволюции человека и общества. Задачей курса является применение рациональных знаний и фактов о принципах работы психики, накопленных психологией, этологией и меметикой к практическим задачам визуальных коммуникаций. Использование достижений наук о мозге и поведении даёт возможность объективно и предварительно (до запуска) оценивать качество рекламного дизайна. Кроме того, эти же методы могут быть использованы для синтеза эффективных дизайнерских решений. Первая часть курса охватывает темы, связанные с изучением базовой модели психики и её применения для разработки коммуникаций, а также основными закономерностями зрительного восприятия в дизайне.
  • История и теория современного искусства
    Предметом учебного модуля является изучение истории и теории искусства ХХ-XXI веков на материале отечественных и зарубежных художественных практик. Цель курса – способствовать погружению студентов в поле современного искусства, получению знаний о его основных направлениях и художественных течениях, о специфике отдельных медиумов и новых языков искусства, возникших в ХХ веке, также данный курс поможет студентам составить представление о той теоретической базе, на которой основывается творческая деятельность современного художника. Первая часть курса охватывает темы, связанные с терминологией, языком искусства, такими понятиями, как "субъект", "индивид", "автор". В фокусе внимания будет античная теория и философия искусства. Вторая часть курса сфокусирована на теории и философии искусства Средневековья и Нового времени, на проблемах веры и знания, рационализма и эмпиризма, визуальных и других видов искусства. Третья часть курса фокусируется на модернистской теории и философии искусства. Четвертый блок курса затрагивает вопросы постмодернистского искусства.
  • История костюма
    В рамках лекционного курса студенты изучают эволюцию костюма и моды с древних цивилизаций до начала XX века, формируют представление о смене модных тенденций в рамках культурно-исторического и социального контекста. Студенты познакомятся с концепциями исторического костюма, получат представление о влиянии истории культуры на формирование модных силуэтов, изучат стилистическое своеобразие моды в процессе ее исторического становления. Первая часть курса охватывает темы, связанные с эволюцией моды от Древнего Египта и Античности до барочной эстетики в одежде XVII века. Вторая часть курса охватывает темы, связанные с эволюцией моды в XVIII и XIX веке, постепенным зарождением модной индустрии и формированием нового представления о моде в начале XX века.
  • Мода и кинематограф
    В рамках курса студенты изучают особенности ремесла дизайнеров по костюмам в кино, знакомятся с эволюцией моды на экране и наиболее репрезентативными кинематографическими образами, созданными мастерами индустрии. В рамках анализа большого количества киноматериалов, студенты смогут получить представление о том, каким образом разрабатывается концепция кино-образа, как через внешний облик и костюм раскрывается психология персонажей фильмов, и как экранные образы коррелируют с общими тенденциями моды XX-XXI века. Вторая часть курса охватывает темы, связанные с развитием моды в кинематографе XX века.
  • Современное искусство
    В рамках курса студенты изучают ключевые этапы развития мировой истории современного искусства, знакомятся с ключевыми теоретическими моделями, особенностями различных медиа, а также стилистическими направлениями искусства. Студенты могут получить комплексное представление об эволюции искусства XX-XXI веков, начиная с возникновения первых авангардных направлений до актуального искусства сегодняшнего дня. Первая часть курса охватывает темы, связанные с историей направлений первой половины XX века (фовизм, немецкий экспрессионизм, кубизм, русский авангард, футуризм, дада, новая вещественность, прецизионизм и др.). Вторая часть курса охватывает темы, связанные с такими направлениями в современном искусстве, как абстрактный экспрессионизм, поп-арт, ташизм, новый реализм, кинетизм, минимализм, концептуализм и другие.
  • Медиа-арт
    В целом этот курс можно охарактеризовать как историю эстетического освоения новых технологий. Первая часть курса посвящена углубленному изучению перфоманса и инсталляции, их истории и эстетики. Во второй части курса рассматриваются такие синтетические арт-практики, как видеоарт, саунд-арт, нет-арт и др.
  • Мода в культуре XX века
    Студенты изучают эволюцию моды XX века, формируют представление о смене модных тенденций в рамках культурно-исторического и социального контекста. Студенты познакомятся с особенностями развития моды XX века, узнают о ключевых дизайнерах и модельерах последних 150 лет, а также смогут получить представление о влиянии истории культуры на формирование модных силуэтов. Акцент смещен именно на изучение культурного контекста моды, что делает материал потенциально интересным для широкого круга слушателей. Первая часть курса охватывает темы, связанные с развитием истории моды первой половины XX века и творчеством знаковых дизайнеров моды этого периода. Вторая часть курса охватывает темы, связанные с развитием истории моды второй половины XX века и творчеством знаковых дизайнеров моды этого периода.
  • Византийское, древнерусское искусство и авангард
    Византийское, древнерусское, сербское, словом, восточно-христианское средневековое искусство выработало уникальный язык, позволяющий говорить о нематериальных сущностях и явлениях при помощи цвета, формы, орнамента, иерархии масштабов и т.д. В XX веке многие находки иконописи, монументальной живописи и декоративно-прикладного искусства Средних веков приобрели новую актуальность.
  • История рекламы
    Курс по истории рекламы разделен на шесть тематических блоков, каждый из которых посвящен анализу феноменов, в рамках которых происходило становление потребительской культуры. Первый блок курса включает в себя изучение основ рекламного языка, текста и образа в исторической перспективе (копирайтинг, инфографика, иллюстрация и фото, афиша, бренды, слоганы). Во втором тематическом блоке изучается реклама как индустриальный и культурный феномен. Здесь студенты познакомятся с историей появления рекламных агентств, образом потребителя, теорией рекламы и медиа, историей взаимоотношений рекламы и пропаганды, а также крупнейшими феноменами эфира (радио и телевидение). В третьем тематическом блоке студенты изучают креативную революцию и связанные с ней феномены (роли в рекламных агенствах, креативность как движущую силу бизнеса, практику, стратегии, риторические паттерны, особенности роли креативного директора).
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Промежуточный тест
    Промежуточный тест состоит из двух заданий. Для выполнения задания 1 преподавателем выдается карточка с двумя изображениями. Задание 2 представляет собой тест с 26 вопросами закрытого типа. Выберите один верный вариант ответа из предложенных. На выполнение теста отводится 80 минут (по 40 минут на каждое задание). Тест выполняется в аудитории. Пользоваться информационными источниками, в том числе электронной техникой во время написания теста запрещается. Тест выполняется самостоятельно. Максимальный балл за тест – 10 баллов (5 баллов – задание 1, 5 баллов – задание 2).
  • неблокирующий Работа на занятиях
  • неблокирующий Домашнее задание
    Домашнее задание состоит из четырех частей. Тематика заданий охватывает изученный материал курса. На выполнение домашнего задания отводится четыре недели.
  • неблокирующий Итоговый экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме (письменно проанализировать выданные слайды) с использованием асинхронного прокторинга. Экзамен проводится на платформе Moodle (https://moodle.org), прокторинг на платформе Экзамус (https://hse.student.examus.net). К экзамену необходимо подключиться за 15 минут. На платформе Экзамус доступно тестирование системы. Компьютер студента должен удовлетворять следующим требованиям: https://elearning.hse.ru/data/2020/05/07/1544135594/Технические%20требования%20к%20ПК%20студента.pdf) Для участия в экзамене студент обязан: заранее зайти на платформу прокторинга, провести тест системы, включить камеру и микрофон, подтвердить личность. Во время экзамена студентам запрещено: использовать электронные источники, общаться (в социальных сетях, с людьми в комнате), списывать, пользоваться собственными письменными конспектами (в тетради или на распечатанных листах). Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи до 10 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи 10 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * Домашнее задание + 0.6 * Итоговый экзамен + 0.1 * Промежуточный тест + 0.1 * Работа на занятиях
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • - Курушин В.Д. — Графический дизайн и реклама - Издательство "ДМК Пресс" - 2008 - ISBN: 5-94074-087-1 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/1103
  • Графический дизайн: стилевая эволюция: Монография / И.Г. Пендикова, Л.М. Дмитриева - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 160 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/939291

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Графический дизайн рекламы. Плакат / Веселова Ю.В., Семенов О.Г. - Новосиб.:НГТУ, 2012. - 104 с.: ISBN 978-5-7782-2192-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/556602
  • История рекламы: Учебное пособие / Шестаков Ю.А., - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 259 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат) (Переплёт) ISBN 978-5-369-01496-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/534016