• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Философия науки

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
4-й курс, 3 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Курс предназначен для студентов 4-го курса и соответствует требованиям образовательного стандарта НИУ ВШЭ. Преподавание учебной дисциплины «Философия науки» осуществляется в объеме требований Образовательного стандарта НИУ ВШЭ. Содержание программы определено современным пониманием традиционной для университетских программ дисциплины «Философия науки» и основано на интеграции передовых идей и практик коллег в российском и международном научном и образовательном сообществе. В результате прохождения курса аспиранты приобретут базовые знания и исследовательские навыки самостоятельного философского анализа содержания научных проблем, специфики дисциплинарных и междисциплинарных исследований, стратегий научного поиска и научного исследования на современном этапе развития науки. Курс также направлен на развитие ключевых знаний, навыков и компетенций для успешного проведения меж- и трансдисциплинарной образовательной и исследовательской деятельности по своей научной специальности.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель - ознакомить студентов с классическими и современными составляющими истории и философии науки, а также развить знания, навыки и компетенции, необходимые для успешного проведения меж- и трансдисциплинарной образовательной и исследовательской деятельности по своей научной специальности.
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • • понимает и способен разъяснить науку как культурный и социальный феномен; • понимает и способен разъяснить предмет, структуру и функции философии науки, значение основных понятий и категорий, описывающих специфику научной рациональности и научного знания в его историческом развитии; • понимает и может дать характеристику основных признаков классической, неклассической и постнеклассической науки
  • понимать и уметь разъяснять, интерпретировать историю становления и развития научных программ, фундаментальных методов научного исследования и ключевых стратегий научного поиска, оказавших существенное влияние на историческую динамику развития научного знания и формирование классической науки
  • понимает и критически переосмысляет содержание программы логического позитивизма и альтернативных (конкурирующих) философских концепций и программ научного познания
  • • знает структуру научного исследования и понимает логику его организации; • задействует концептуальный ресурс и понятийно-категориальный аппарат философии науки для формирования эффективных стратегий поиска и исследовательской работы по своей научной специальности
  • • понимает и умеет разъяснить смысл и значение различения теоретического и эмпирического уровней научного познания; • понимает и умеет применить на практике релевантные своей специализации эмпирические и теоретические методы научного исследования
  • • понимает и может разъяснить основные предпосылки и аргументацию основных оппонентов в споре реалистов и анти-реалистов; • понимает и может проинтерпретировать методологический смысл спора реалистов и анти-реалистов; • способен разъяснить и аргументировать свою авторскую методологическую позицию по спорному вопросу
  • • понимает и может разъяснить методологическую значимость вопроса о понятии и критериях истинности; • понимает и может корректно проинтерпретировать конкурирующие концепции истинности; • способен дать аргументированный ответ на вопрос о концепции (концепциях) истинности, задействованных в науке по своей специальности
  • понимает и может разъяснить понятие модели динамики науки; понимает и может корректно проинтерпретировать суть и аргументацию конкурирующих моделей динамики науки; способен проанализировать релевантность моделей динамики науки для науки (наук) по своей специализации
  • • понимает и может разъяснить понятие социокультурной детерминации науки и корректно охарактеризовать факторы социокультурной детерминации; • понимает и может корректно проинтерпретировать специфику научных сообществ в их историческом развитии и современном состоянии; • понимает и может корректно разъяснить специфику взаимосвяди и взаимодействия науки и общества; • способен дать аргументированный ответ на вопрос о роли науки в обществе
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Феномен науки. Предмет и задачи философии науки
    Древнегреческая наука как предшественница современной науки (Дж. Бен-Давид). Понятие рациональности и специфика научной рациональности. Сходства и различия между научным, религиозным и философским дискурсами. Социальные роли древнегреческих философов и отделение науки от философии в эпоху эллинизма. Наука как культурно-исторический феномен и автономный социальный институт. Понятие и предмет «философии науки» (Хьюэл), ее структура и функции. Наука и псевдонауки: проблема демаркации. Понятие метода и методологии. Становление дисциплинарной науки в XIX веке. Наука как призвание и профессия (М. Вебер). Проблема методологического единства науки в условиях специализации и дифференциации наук. Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука.
  • Программа логического позитивизма и её критическое переосмысление
    Логический позитивизм: общая характеристика. Эмпирический язык, атомарные и протокольные предложения. Онтологизация структуры языка пропозициональной логики. Эмпирический базис логического позитивизма. Логико-позитивистская модель развития науки и научного знания. Принцип верификации и критерии демаркации научного и ненаучного знания. Логический анализ языка и концептуальные каркасы. Проблемы и противоречия программы логического позитивизма. Критическое переосмысление программы логического позитивизма в концепции науки К. Поппера, И. Лакатоса и П. Галисона. К. Поппер и принцип фальсифицируемости научных гипотез и теорий. Соотношение методов верификации и фальсификации: критика неопозитивизма. Выживание теорий и формула роста научного знания. Аргументы ad hoc. Понятие «третьего мира». Критика индуктивизма. Содержание и правдоподобие теорий. Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса. «Жесткое ядро» и «защитный пояс» программы. Положительная и отрицательная эвристика. Метод рациональных реконструкций. П. Галисон о многослойности науки и «зоне обмена».
  • Становление научных программ и институциональное развитие науки
    Научные программы Античности. Математическая пифагорейско-платоническая программа науки. Физическая атомистическая программа науки. Физическая континуалистическая программы науки. Научные программы Нового времени. Механистическая картина мира. Парадигмальные сдвиги (Кузанский, Коперник, Кеплер, Бьянкани, Галилей). Научная программа Ф. Бэкона. Научная программа Р. Декарта. Научная программа И. Ньютона. Спор картезианцев и ньютонианцев: научно-рацинальные и институциональные аспекты. Наука как социальный институт в Новое время.
  • Структура научного исследования и способы его организации
    Понятие научного факта, его структура. Соотношение теории и научного факта. Теоретическая «нагруженность» данных и релятивизм. Проблема соизмеримости научных теорий. Выбор научной теории. Недоопределенность научных теорий. Формализация: синтаксис и семантика. Неопределенность перевода и интерпретации. Различие между наблюдаемым и ненаблюдаемым в научном исследовании. Статус теоретических терминов и их объектов. Инструментализм в отношении научных теорий и его недостатки. Понятие научной картины мира. Понятие каузальной замкнутости физического и каузальный плюрализм. Основные структурные элементы подготовки и реализации научного исследования. Инструменты трансформации интуитивного исследовательского интереса в план научного исследования. Выдвижение, аргументация, формулировка и доказательство гипотезы (программа исследования). Понятие, приёмы и методы научной аргументации. Проблема исследования: значимость, актуальность, связь с гипотезой и инновацией. Содержательная и композиционная взаимосвязь между предметом, объектом, проблемой, гипотезой, целью, задачами и названием исследования. Структура аргументации и специфика научного стиля. Структурные элементы и композиционные решения научного исследования.
  • Эмпирический и теоретический уровни научного познания
    Смысл и значение различения теоретического и эмпирического уровней научного познания. Понятие эмпирического метода и научного объяснения. Эмпирические методы научного познания. Наблюдение и требование объективности. Непосредственное и косвенное наблюдение. Измерение и его правила (формальные условия измерения). Эксперимент и его разновидности. Основные функции эксперимента. Этапы проведения эксперимента. Мысленные эксперименты и их значение для научного исследования. Виды научного объяснения. Бритва Оккама. Абдукция и вывод к наилучшему объяснению. Шесть свойств лучшего объяснения. Дедуктивно-номологическое объяснение. Рассуждение о причинах: генерализация причины. Применение методов для нахождения причин: нормальность; фоновые предположения (backgroundassumptions); подробный пример; сопутствующие изменения (concomitantvariation). Каузальное объяснение и его пределы. Редукционизм в научном объяснении, его польза и недостатки. Границы научного метода.
  • Реализм и анти-реализм в философии науки
    Проблемный смысл и значимость спора «реалистов» и «анти-реалистов». Наивный, онтологический, эпистемологический, семантический и научный реализм (Р. Бойд). Предпосылки и основания научного реализма. 5 тезисов научного реализма по А. Бэрду. Nо miracle argument. Стратегия абдуктивных рассуждений и программа вывода к наилучшему объяснению» (Inference to the best explanation) (IBE). Тезисы и аргументы «антиреалистов»: инструментализм Э. Маха, дескриптивизм П. Дюгема, конвенционализм А. Пуанкаре, операционализм П. Бриджмена, концепция «языковых каркасов» Р. Карнапа, конструктивный эмпиризм Б. ван Фраассена. Пессимистическая мета-индукция («pessimistic meta-induction»). Понятие правдоподобия (приблизительной истинности) теорий. Опровержение Лаудана связи между истиной, референцией и успехом научной теории. Тезис о недоопределённости теории опытом. Аргумент Куайна об эмпирически эквивалентных, но постулирующих разную онтологию теориях. Экспериментальный (манипулятивный) реализм Я. Хакинга. Аксиология науки Л. Ниинилуото. Структурный реализм А. Пуанкаре и Дж. Уоррела. Конструктивный эмпиризм Б. Ван Фраассена.
  • Концепции истины и критерии истинности
    История понятия истины. Философия науки и эпистемология. Связь обоснованности и истинности. Эпистемологический фундаментализм, когерентизм и прагматизм. Экстернализм и интернализм в эпистемологии. Натуралистская установка и ее разновидности. Корреспондентная концепция истинности: способы и критерии установления соответствия истинной мысли и действительности. Конвенциональная теория истины и её критерии. Когерентная концепция истины и критерии её установления. Прагматическая концепции истины и критерии её определения. Семантическая концепция истины и научный метод. Дефляционная и дисквотационная концепция истины: проблематизация критериев истинности в современом научном дискурсе.
  • Модели динамики науки
    Понятие модели динамики науки. Кумулятивистская модель (позитивизм: О. Конт, Г. Спенсер, Дж. Ст. Милль), развитие через научные революции (постпозитивизм). Парадигмальная модель динамики научного знания Т. Куна. Понятие научного сообщества. Понятие научной парадигмы, научной темы. Концепция смены парадигм. Модель смены научно-исследовательских программ И. Лакатоса. Жесткое ядро, защитный пояс, позитивная и негативная эвристика научно-исследовательской программы. Теоретический и методологический плюрализм П. К. Фейерабенда. Анархическая эпистемология, теоретический релятивизм, принцип «всё дозволено». Тематический анализ науки Дж. Холтона. Темы как инвариантные структуры в развитии научного знания.
  • Социокультурная детерминация и общественная роль науки
    Наука как институт производства истинного и достоверного знания. Научные сообщества и научный поиск: специфика взаимосвязи и взаимовлияния. Научный этос, базовые ценности и нормы науки (Р. Мертон, Т. Парсонс, Т. Сторер). Этическое измерение науки: проблема ответственности учёного перед обществом и истиной (требование ценностной нейтральности в науке). Социология научного знания и социальная структура науки. Парадигма и научное сообщество. Эпистемологический анархизм и пролиферация теорий. Конструктивистская концепция П. Бергера и Т. Лукмана. Сильная программа социологии знания Д. Блура. Тезис Д. Хоргана о «конце науки» и проблематизация научной рациональности в современной философии и социологии науки («этнографии науки» Латура и Вулгара, релятивизм Коллинза и Фуллера).
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Created with Sketch. Активность на семинарских занятиях
  • неблокирующий Created with Sketch. Контрольная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.4 * Активность на семинарских занятиях + 0.6 * Контрольная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Vladimir Zagvyazinsky I., Alfia Zakirova F., Владимир Загвязинский Ильич, & Альфия Закирова Фагаловна. (2015). Creative Core within the Scientific Research of Educational Problems ; Творческое Ядро В Структуре Научного Исследования Проблем Образования. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.69DA7527
  • Архиереев Николай Львович. (n.d.). Логический позитивизм и современная формальная философия науки. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2flogicheskiy-pozitivizm-i-sovremennaya-formalnaya-filosofiya-nauki
  • Бахтина, И. Л., Лобут, А. А., & Мартюшов, Л. Н. (2016). Методология и методы научного познания: учебное пособие. Ukraine, Europe: Уральский государственный педагогический университет. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.782E4E29
  • Глебкин Владимир Владиславович. (2010). Томас Кун и его «Структура научных революций». Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.4D11EECA
  • ГУБАНОВ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ, ГУБАНОВ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ, & ВОЛКОВ АНДРЕЙ ЭДУАРДОВИЧ. (2016). Критерии Истинности И Научности Знания. Философия и Общество, (3 (80)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16937683
  • Игорь Давидович Джохадзе. (2019). Дефляционистское понимание истины и проблемы обоснования знания в неопрагматизме. Philosophical Thought, (4), 24. https://doi.org/10.25136/2409-8728.2019.4.29938
  • КУЗНЕЦОВ АНДРЕЙ ГЕННАДИЕВИЧ. (2015). Латур и его «Технолог»: вещи, объекты и технологии в акторно-сетевой теории. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F8E44DAE
  • Кун Томас. (2013). Природа и необходимость научных революций. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.6E56F293
  • Мигла, А. (2009). Пол фейерабенд и его критика понятия прогресса. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.7CF24448
  • МИРСКАЯ Е.З. (2005). Р. К. Мертон и этос классической науки. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.3A5DEA7D
  • Назарова, О. (2009). К. Г. Гемпель: логический позитивизм и понятие истины. Epistemology & Philosophy of Science, (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15036437
  • Пимнева, Л., & Лезьер, В. (2014). История И Философия Науки (Учебное Пособие). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.684A8B10
  • Пимнева, Л., & Лезьер, В. (2014). История И Философия Науки (Учебное Пособие). МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖУРНАЛ ПРИКЛАДНЫХ И ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ, (6). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15632761
  • Разин Александр Владимирович. (n.d.). Этика И Наука. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fetika-i-nauka
  • СИВКОВ ДЕНИС ЮРЬЕВИЧ. (2014). Латур Б. Наука в действии: следуя за учеными и инженерами внутри общества. Спб: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2013. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.8DE79FF7
  • Соловьева, И. (2013). Философия Науки И Науковедение: Традиционные Парадигмы И Современность. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.AE2ADCB2
  • Тычкин, П. Б. (2015). Образ мифа в концепции “методологического плюрализма” П. Фейерабенда. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B62E3CB9
  • Фейерабенд, П. (2009). Прогресс в философии, науке и в искусстве. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.CF71A9E0
  • Чекменёва, Т. (2012). Теория И Методология Познания В Трудах Классиков Социологии: О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.EA5E5D10
  • Черникова, И. (2014). Трансформация Представлений О Реальности В Науке И Философии. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.4CEDDBF0

Рекомендуемая дополнительная литература

  • АГАЦЦИ Э. (2016). Истина Как Путь К Реализму. Философия Науки и Техники, (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.17012562
  • Ахтямова, В., Ефанова, Э., & Ахтямов, А. (2012). История Науки И Проблемы Её Интерпретации. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.8ED10E2A
  • Бажанов, В. (2009). И. Лакатос и философия науки в СССР. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.A01717FE
  • Борис Леонидович Яшин. (n.d.). Конструктивизм в философии и математике: про и контра. Philosophical Thought, (8), 11. https://doi.org/10.25136/2409-8728.2016.8.19737
  • БУРГАНОВА ТАНЗИЛЯ АХМЕТКАРИМОВНА. (2016). Переход От Мертоновской Социологии К Сильной Программе Социологии Знания И Его Причины. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E0914C61
  • ГАСПАРЯН Д.Э. (2016). Эпистемологический конструктивизм и проблема глобального наблюдателя. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.DA2108A0
  • ЕДРОНОВА В.Н., & ОВЧАРОВ А.О. (2013). Содержание, структура и специфические особенности науки как особого вида деятельности. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.79463CE3
  • Кимелев, Ю., & Полякова, Н. (2001). Бруно Латур. Когда вещи дают отпор: возможный вклад «науковедения» в социальные науки. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.22B02A
  • Крутова, И., & Стефанова, Г. (2007). Методы Научного Познания Как Средство Подготовки Учащихся К Исследовательской Деятельности. Фундаментальные Исследования, (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15123545
  • Латур, Б. (2013). Пересобирая Социальное. Введение В Акторно-Сетевую Теорию. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.FF4A356
  • Лезьер, В., & Пимнева, Л. (2014). История И Философия Науки (Практикум). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.AFEB84DA
  • Лезьер, В., & Пимнева, Л. (2014). История И Философия Науки (Практикум). Успехи Современного Естествознания, (10). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15629408
  • Лунева, М. (2009). Витгенштейн И Мельбурнские Интеллектуалы. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F0AE5CF6
  • МАРКОВА Л.А. (2004). Томас Кун вчера и сегодня. Философия Науки и Техники, (1). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16906826
  • Мирская, Е. (2010). Человек в науке: социологические дискуссии ХХ века. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.794333A6
  • Михайлова, Н. В. (2017). Понятие истинности математической теории в контексте обоснования современной математики. Liberal Arts in Russia / Rossiiskii Gumanitarnyi Zhurnal, 6(1), 40–47. https://doi.org/10.15643/libartrus-2017.1.4
  • Морозова, Н. (2014). Методология Науки Как Наука О Методах Познания. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.BA115CB4
  • ПАВЛОВА А.М. (2015). Истинность в диалоговой логике и теоретико-игровой семантике (GTS). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.BA08689C
  • Рыбакова, В. В. (2014). Понятие Парадигмы В Теориях Р. Мертона И Т. Куна. Vestnik IKBFU, (12), 143–149. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=asn&AN=117105213
  • ТУЛЬЧИНСКИЙ Г.Л. (2015). Наука: Этика И Культура. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.13DD50B2
  • ХАРРЕ РОМ. (2016). Конструктивизм и реализм. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.858A0117
  • Хлебалин, А. В. (2018). О Двух Концепциях В Понятии Истины Естественного Языка. Filosofija Nauki, (3), 24–35. https://doi.org/10.15372/PS20180302
  • ЧАРИКОВА ИРИНА НИКОЛАЕВНА. (2017). Эвристические Методы В Развитии Изобретательского Творчества Студентов. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.21A6D91D
  • Черникова, И. (2015). Проблема Реальности В Её Сопряжённости С Реальностью Сознания. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D57D9ED9
  • Яковлева, Е. (2009). Логические Методы Как Средство Формирования Логической Культуры Студентов. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E3133750