• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Выставка японского дизайнера «Цвет и свет Мицуо Кацуи» на Новой сцене Александринки

12+
Мероприятие завершено

С 19 ноября по 2 декабря на Новой сцене Александринского театра пройдет выставка плакатов одного из величайших мастеров японского графического дизайна — Мицуо Кацуи (1931—2019). На выставке «Цвет и свет» представят работы, выполненные мастером в период с 1989 по 2017 год. Куратор выставки — Митя Харшак, учредитель и главный редактор журнала «Проектор», творческий руководитель Школы дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург.

«Вселенная, человек, природа, жизнь — все взаимосвязано. Эта тема задана одним лучом света, излучаемым в промежутке между ночью и днем. Свет всегда был для меня вечной темой. Человек и свет тесно соединены. Свет преобразуется в цвет. Вещи видны через свет. Общение рождается через свет» — Мицуо Кацуи. 

Плакат — высший жанр графического дизайна. Работа с размытием контура цветового пятна, использование нарочитой пикселизации на контрасте с безупречным цветовым градиентом — фирменные приемы Мицуо Кацуи. Многослойная типографика, вне зависимости от того, обращается ли мастер к японскому иероглифу или латинице, создают в работах Мицуо Кацуи живые многослойные вибрации. Плакаты впечатываются в сетчатку глаза ярчайшим послеобразом: даже когда сам объект уже исчез из поля зрения, зритель продолжает видеть след изображения, как после яркой вспышки. 

Из рассказа Мити Харшака о работе над выставкой и японским номером журнала «Проектор»: «В процессе подготовки японского номера и работы над выставочным проектом мне было явлено убедительнейшее доказательство того, что бывают исключительные случаи, когда никакая цифровая печать не сможет адекватно передать авторский замысел, воплощенный в цветовом решении работы. Конечно, это плакаты Мицуо Кацуи. 

Когда я обсуждал с Мицуо Кацуи возможность выставки его работ в России, я предложил выслать мне файлы для широкоформатной распечатки. После этого предложения Кацуи-сэмпай сначала на достаточно длительное время выпал из переписки, а потом ответил категорическим отказом. Через несколько дней он запросил мой почтовый адрес, а спустя всего несколько дней ко мне в дверь позвонил курьер с огромной папкой, в которой я обнаружил пятнадцать плакатов Мицуо Кацуи. Еще шесть работ мастер счел возможным напечатать из файла.

Вскрыв по-японски идеальную упаковку, я понял, что имел в виду мэтр, отказываясь от печати работ на плоттере (пусть даже самом распрекрасном). Дополнительно к CMYKу в плакатах используется большое количество редких пантонов. Но самое интересное выяснилось в тот день, когда мы переснимали плакаты для публикации в журнале. Выставили свет, затемнили комнату, чтобы полиграфическая поверхность не бликовала, фотограф нажал на кнопку, на долю секунды вспыхнули софт-боксы, и в наступившей темноте мы увидели, что некоторые краски на плакатах Мицуо Кацуи — фосфоресцирующие. Часть изображения светилась в темноте зеленоватым таинственным светом». 

Весной 2019 года Мицуо Кацуи дал интервью куратору выставки Мите Харшаку для специального японского номера журнала «Проектор». Это интервью стало последней прижизненной публикацией мастера. Мицуо Кацуи не стало в августе 2019 года. 

На выставке представлены оригинальные полиграфические отпечатки — работы музейного уровня, которые невозможно воспроизвести ни в одной даже самой качественной репродукции. 

Подробная информация на сайте Александринского театра.