• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Колумб работал на удаленке»: Максим Лапин о дистанционном преподавании и будущем менеджмента

В Питерской Вышке студентам преподают не только ученые, но и практики различных отраслей. Максим Вячеславович Лапин — финансовый директор компании «Московская биржа» — ведет на английском языке курсы о стратегии и бизнес-анализе у студентов магистратуры «Менеджмент и аналитика для бизнеса». Редакция поговорила с ним об особенностях кампуса, дистанционном обучении и книгах, которые стоит прочесть будущим менеджерам.

Из архива Максима Вячеславовича Лапина

Из архива Максима Вячеславовича Лапина

Узнать подробнее о количестве мест и вступительных испытаниях магистратуры «Менеджмент и аналитика для бизнеса» можно на странице программы. Информация о поступлении находится в разделе для абитуриентов магистратуры.

— Вы работаете финансовым директором «Московской биржи». Расскажите, что вам нравится в этой работе?

— У меня классические функции финансового директора. В нем есть вещи, связанные c бюджетированием и отчетностью. Есть блок планирования, анализа, стратегии и есть закупочный процесс. Это многогранная работа — здесь не только рутина, но и ведение проектов, в которых можно проявить инициативу и предложить улучшения. По работе я общаюсь с большим количеством интересных людей — в том числе и с иностранными партнерами. Это мне нравится.

Раньше я был стратегом, инвестиционщиком, отвечал за бизнес-девелопмент и операционную эффективность и даже был в консалтинге. Моя нынешняя позиция — неплохой синтез предыдущего опыта. Финансовый директор вовлечен в планирование и моделирование, занимается стратегией и даже взаимодействует с инвесторами.

Кроме того, работа в крупной компании — это интересно. Всегда здорово, когда у задач есть масштаб и можно увидеть ощутимые результаты собственного труда.

— Как вы стали сотрудничать с Питерской Вышкой и что преподаете студентам?

— В 2017 году судьба столкнула меня с Сергеем Михайловичем Кадочниковым. Мы пообщались на предмет того, как могут строиться карьеры выпускников из Питерской Вышки. Потом около года думали, чему бы я мог научить студентов. В итоге я создал курс Business Research Methods и с 2019 года рассказываю в нем, как можно анализировать компании. Позже я добавил новый предмет о прикладной стратегии Applied Strategy. Все эти предметы студенты проходят на 1-м курсе программы «Менеджмент и аналитика для бизнеса».

Сейчас я разрабатываю третий курс Applied Valuation об оценке стоимости бизнеса. Надеюсь, мы запустим его осенью.

— Чем вам нравится кампус Вышки в Петербурге?

— Питерская Вышка — это вуз, которому небезразлична карьера студентов. И то, что преподавание идет на английском, — я считаю, что это сильно и правильно. Выпускники выходят из университета с багажом полезных знаний, компетенций и возможностей.

Плюс мне нравится корпус на Кантемировской — это лофт среди сурового индастриала. И в целом у Питерской Вышки такой образ.

Из архива НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

— Почему вы решили преподавать в университете? И чем вам нравится сам процесс преподавания?

— Я вошел в сферу преподавания еще студентом. Я был ассистентом у профессора: проверял домашние работы, делал разборы курсов и экзаменационных работ. Потом часто вел тренинги и семинары в компаниях. Такого опыта у меня лет десять. Другое дело, что я никогда не преподавал в академической среде.

Есть такая концепция в английском языке: giving back to the society — то есть вернуть обществу то, что оно дало тебе. Именно следуя этой концепции, я и преподаю в университете. Мне в свое время повезло с образованием, я учился у хороших педагогов и многое от них взял, поэтому преподавание — это для меня возможность отблагодарить общество за те знания, что я получил 15—20 лет назад.

— Недавно вы прочитали дистанционно свой курс Applied Strategy. О чем он, и какая часть вашего профессионального опыта в него вложена?

— Любой из моих курсов можно охарактеризовать одним словом — прикладной. Я люблю давать информацию, которую можно сразу использовать на практике. Поэтому и курс переводится на русский как «прикладная стратегия».

В этом предмете есть синтез того, что я видел в академических и бизнес-программах за последние два десятка лет своей жизни. Мне хотелось сделать курс, который объединил бы в себе и полезный опыт из моего обучения в Колумбийском университете, и лучшие бизнес-решения из консалтинга. Из последнего я взял знания о том, как анализировать цепочку создания стоимости, — это когда мы выясняем, как бизнес зарабатывает. Из курсов университета в Нью-Йорке — способность преподавать самую, казалось бы, занудную вещь, такую как отчетность и учет бухгалтерских документов, интересным образом.

Когда я учился, у меня был преподаватель-практик — один из партнеров компании Ernst & Young. Он научил нас читать отчеты как книгу детективного жанра. И я стремлюсь этот же навык передать студентам, показываю им, что даже такая рутина может быть увлекательной, поэтому им не скучно на занятиях.

— Как сложился для вас переход преподавания в онлайн?

— Когда вся эта история случилась, я пришел с предложением увести свой курс в онлайн даже раньше, чем вышел приказ. Я в принципе пользуюсь онлайн-сервисами в работе, поэтому для меня этот переход — естественный.

В дистанционном преподавании, конечно, теряется элемент активного взаимодействия с аудиторией, сложно увидеть степень вовлеченности студентов, прекращается полемика с ними. Для меня это главная потеря.

В общемировой практике онлайн-образования односторонность курсов — это нормальная история. И в этом случае задача заключается в том, чтобы компенсировать ее лаконичным и четким изложением материала, чтобы аудитория сохранила внимание до конца. Да, это трудно. Но в этом и есть ключевой вызов дистанционного обучения.

Есть еще одна потеря от дистанционки, она важна лично для меня. Когда я ездил преподавать в Петербург из Москвы, у меня был ритуал: «проехать в Сапсане и получить от этого удовольствие». Мне нравилось ездить в этом поезде, можно было взять себе грибной суп, который согреет в холодные дни. Я ехал, размышлял над материалом, думал, как построю сегодня занятие, потом выходил в Петербурге и гулял по красивому городу до корпуса. А сейчас этого нет, я просто выхожу в Skype.

— О чем бы вы сейчас рассказали студентам, если бы удалось поменять содержание курса Applied Strategy под новую экономическую реальность, связанную с коронавирусом?

— От одного своего коллеги я слышал такую фразу: «Если ваша стратегия сломалась в коронавирусную эпоху — значит, это была неправильная стратегия». Да, пандемия потрясет экономику в текущем году. Но если разбирать бизнес-модели крупных компаний, то они не должны от таких вещей фундаментально вздрагивать. И именно поэтому моя учебная программа никак бы не изменилась.

Возьмем типы компаний, которые мы разбирали со студентами на парах. Телефонные операторы, банки и интернет-провайдеры функционируют нормально. Для промышленных компаний год будет тяжелым, но их бизнес-модели все равно сохраняются в значительной мере. Я бы сказал, что коронавирус — это, конечно, важная штука в истории. Но эпидемии приходили и уходили, а фундаментальные долгосрочные стратегии от этого меняться не должны.

— А что с авиакомпаниями? Они тоже крупные, но кажется, что у них сейчас тяжелый период.

— У них пауза в бизнесе. Многие компании ее выдерживают, если у них нет проблем с закредитованностью. Это важный критерий финансовой устойчивости, но это тоже стратегическая вещь. В ближайшее время у компаний просто будет меньше аппетит к риску и долгу, поэтому закредитованность уменьшится. Но компаниям всегда сложно платить по кредиту, просто во время коронавируса это особенно сильно чувствуется.

— Как вы думаете, к чему должны быть готовы студенты программы «Менеджмент и аналитика для бизнеса» на старте своей карьеры?

— Студенты Питерской Вышки и в частности этой программы уже имеют трамплин на входе в рабочую практику — это их образование. Они учатся в хорошем вузе на программе с прикладным обучением. Следующее, о чем можно рассуждать, — это то, что ожидает от молодых специалистов работодатель.

Карьеру делают те, кто не боится нагрузки на старте и умеет вкладываться. Если ты не готов к проблемам, не способен искать решения и проявлять инициативу, тогда карьеры не будет. Если же у человека есть стремления, любознательность и желание помочь своей компании — то это уже отличный багаж.

Руководители всегда ищут тех, кто готов делать больше и бежать дальше. Так устроен бизнес.

Мой совет — никогда не теряйте драйва. Как только вы перестаете отдавать энергетику — вы останавливаетесь в бизнес-карьере. Первые годы после вуза определяют во многом ваше карьерное будущее. Если вы попадаете в компанию с хорошей репутацией, корпоративным обучением и слаженными рабочими процессами — то это отличный след в вашем резюме. С ним легче двигаться дальше. Если вы в этой компании еще и стараетесь, и ищете возможности для улучшения — то это вдвойне хорошо: рано или поздно вы получите бонусы и повышение. А любое повышение — это следствие репутации, построенной на старте. Репутация складывается из вашего умения договариваться с людьми и способности показать свою надежность и результативность как работника. Поэтому к своему трамплину hard skills, которые дала Питерская Вышка, нужно добавить личное стремление и soft skills.

— Как изменится профессия менеджера в ближайшем будущем?

— На мой взгляд, пандемия сейчас ускорила переход на дистанционку для большого количества сервисов. Теперь удаленка доступна не только IT-сфере, но и другим офисным и даже производственным работникам. Да, останутся, конечно, профессии, которые требуют личного контакта: ваш парикмахер никогда не будет роботом. Но то, что произошел такой переход, — это важная часть постиндустриального общества.

Что переход в онлайн означает для менеджера? Теперь нужно решать задачи и проблемы, когда команда не находится в одном помещении в офисе. Это правда сложно. Сейчас с дистанционкой мы как бы возвращаемся в эпоху Великих географических открытий. Мне вообще кажется, что с точки зрения философии времени мы повторяем какие-то сюжеты истории спустя века. Колумб работал на удаленке: королеве Изабелле I не нужно было его микроменеджерить, когда он находился в новых землях. Это было экстремальное делегирование. Она наделила его ресурсами и полномочиями и сказала: «Иди и возвращайся с результатом».

В новых условиях хорошими лидерами станут те, кто научится структурировать задачи для команды на расстоянии и отбирать тех сотрудников, которые имеют повышенный уровень самостоятельности.

В ближайшие десять лет у сотрудников разных уровней появится больше самосознания и ответственности за вверенные задачи. Организовываться придется самим, но это приведет нас к новой эпохе. Мне кажется, что в мире будет много компаний, которые не вернутся в офис. Например, так уже сделал Twitter, и этим тренд не ограничится.

— Посоветуйте книги, которые помогут студентам разобраться в устройстве бизнеса и рынка труда.

— Если человек хочет понимать, что нужно убрать из капитализма, чтобы он перестал работать, то читать нужно «Атлант расправил плечи» Айн Рэнд. Это и бизнес-книга с большим экономическим подтекстом, и политический памфлет, и любовная история. Поэтому книга у многих находит отклик. Есть только один минус — в ней больше 1300 страниц.

Кроме того, я советую книгу Джеффа Смарта и Рэнди Стрита «Кто». Она написана для руководителей: в ней рассказывается, как набирать людей на работу. Авторы разбирают, на каких соискателей можно будет положиться и как выяснить, есть ли у человека шансы на повышение. Эта книга поможет студенту понять, как на него смотрит работодатель и по какой логике принимаются решения о найме.

Образование студентов строится в основном вокруг hard skills, а для развития карьеры нужны еще soft. Здесь поможет книга Дэниела Гоулмана «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ». Гоулман — автор этой концепции. В книге понятным языком объясняются пять компонентов эмоционального интеллекта и гайд по его построению.

Наконец, полезно знать, как устроены хорошие компании. В этом помогут две книги. Первая — Рэй Далио «Принципы». Автор описывает, как нужно управлять человеческими ресурсами в компании. Это, можно сказать, главная книга для Уолл-стрит. Вторая книга — «Высокоэффективный менеджмент» Эндрю Гроува. Отсюда можно узнать, как выстраивать бизнес-механизмы компании. Эндрю Гроув — это сооснователь корпорации Intel, по его книге строятся гиганты современной Кремниевой долины. Думаю, что все эти книги будут очень полезны будущим менеджерам.