• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Анализ контента и генерирование идей медиапроектов — чем занимаются студенты программы «Медиапроизводство и медиааналитика»

Два года назад в Питерской Вышке появилась магистерская программа по направлению медиакоммуникации. Ее академический руководитель Валерий Нечай — исследователь медиа и журналист с 17-летним опытом работы на радио. Редакция Питерской Вышки рассказывает, почему на программе не учат журналистике и зачем создавать медиапроекты для культурных пространств.

Анализ контента и генерирование идей медиапроектов — чем занимаются студенты программы «Медиапроизводство и медиааналитика»

Фото из архива НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Узнать подробнее о количестве мест и вступительных испытаниях можно на странице программы. Информация о поступлении находится в разделе для абитуриентов магистратуры.

О навыках выпускников

На программе студентов не учат журналистике. С появлением интернета и мобильных технологий журналистика начала терять свою монополию на производство контента. Раньше получить информацию можно было только из специализированных изданий, теперь же любой человек со смартфоном может завести свой блог или канал в мессенджере. Чтобы быть востребованным на медиарынке, современный выпускник должен уметь больше, чем писать тексты и рассказывать о событиях.

Вместо журналистики студентов программы учат генерировать идеи медиапроектов и реализовывать их при помощи медиа-технологий и интернета. Это могут быть онлайн-игры, выставки 3D моделей, интерактивные экскурсии, образовательные платформы вроде «Арзамаса» и многое другое. Студенты также учатся анализировать контент и то, как он потребляется пользователями.

Для выпускников программы откроются различные варианты трудоустройства. Можно будет создавать интерактивные гиды для галерей, заниматься организацией цифровых выставок и интернет-проектов, разрабатывать приложения или пойти аналитиком в рекламу и маркетинг. 

Мы не учим студентов писать тексты, но если выпускник захочет, то сможет работать и в СМИ. Ему пригодятся навыки работы с контентом, полученные на программе. Можно будет стать рядовым корреспондентом или пойти работать на руководящую должность: например, в отдел расследований или аналитики какой-нибудь газеты. Потому что выпускник будет знать, каким образом искать, получать и анализировать информацию. С этими же навыками открываются двери и в маркетинг.

Нечай Валерий Владимирович
Руководитель магистерской программы «Медиапроизводство и медиааналитика»

 

О треках программы

На первом году обучения студенты выбирают один из образовательных треков — медиапроизводство или медиааналитику. На треках они получают профильные навыки, связанные, соответственно, с руководством проектами или с аналитикой. Некоторые курсы магистранты проходят всем потоком  — например, «Историю и теорию медиа». На этих курсах они получают базовые знания о медиа. У программы также есть предметы по выбору, которые являются дополнением к обязательным предметам треков.

Трек по медиапроизводству ориентирован на выпуск руководителей медиапроектов — это люди, которые курируют весь процесс создания медиапроектов, от идеи до запуска. Студенты развивают навыки проектной организации и руководства командой. Они также научатся видео и аудио монтажу на базовом уровне, изучат основы программирования для создания приложений, освоят SMM и навыки работы с интернет-платформами вроде YouTube. Это поможет будущим руководителям лучше понимать работу сотрудников и говорить с ними на одном языке.

Трек учит студентов работать с креативным мышлением команды. Этому посвящен предмет «Психология креативности». На нем будущие руководители узнают, как побудить сотрудников к генерированию идей и как среди множества идей находить рабочие варианты и грамотно их прорабатывать. Также студенты учатся презентовать проекты инвесторам.

На треке по медиааналитике магистранты занимаются анализом контента и оценкой успешности проекта. Их учат работать со статистикой, анализировать просмотры и потребление информации пользователями. Также студенты обучаются анализу изображений, видео и текстов с точки зрения удобства и качества потребления.

Обучение на медиааналитике посвящено и научному анализу контента. Выпускники трека займутся изучением смыслов и контекстов, в которых существует информация. Их обучают традиционным методам семантического анализа и Data Science, чтобы они могли определять, каким образом пользователи потребляют контент и как нужно упаковать информацию, чтобы зритель воспринимал ее целиком и верно истолковывал.

О медиапроектах

На программе студенты занимаются созданием медиапроектов для сферы культуры и искусства. Речь может идти об образовательной интернет-платформе, приложении музея для смартфона или компьютера, но медиапроектом можно также назвать цифровые выставки или фестивали.

Среди проектов, которые по итогам уже первого курса студенты реализовали самостоятельно — мультимедийный сайт «Хармс глазами современников», посвященный писателю Даниилу Хармсу. Они изучили биографию Даниила Хармса, затем выбрали подходящие для проекта материалы, написали адаптированный сценарий и договорились о записи аудио с сотрудниками издательства. Проект занял третье место в конкурсе «Пространство соучастия — 2020», который реализуется в рамках стипендиальной программы Благотворительного фонда Владимира Потанина.

Также, в рамках договоренности с Музеем Анны Ахматовой, студенты первого курса создали гид для интерактивной прогулки по городу. Они разработали маршрут, через который участники экскурсии смогут узнать про жизнь и творчество Анны Ахматовой, её отношения с сыном, а также город, в котором она писала стихи. В создании гида им помогли актеры и работники музея.

Валерий Нечай: «Зачем это нужно? Это активное взаимодействие с потребителем. Обычно люди не очень любят музейные гиды, потому что они сделаны в формате большого телефона, из которого диктор зачитывает сложный текст. Это само по себе неплохо, но потребителю скучно. Мы хотим сделать так, чтобы поход в музей или на выставку стал интерактивным приключением с элементами игры».

В рамках своей индивидуальной проектной работы студентка программы Анна Поздняк создала медиапроект в виде виртуальной комнаты режиссера Алексея Балабанова.

Об устройстве проектной работы

В рамках проектных семинаров первого года обучения студентов программы объединяют в группы по 5-6 человек и закрепляют за ними медиапроекты, которые составляются вместе с партнерами программы — Музеем Анны Ахматовой, Театром «Суббота», «Большим театром кукол», издательством «Вита Нова» и другими организациями.

По окончании первого года обучения команды должны запустить медиапроекты и защитить их перед комиссией. Проект нужно представить, рассказать о первых пользователях, статистике потребления и перспективах развития.

На втором году обучения команда может продолжить работу над тем же медиапроектом — улучшить его формат, привлечь новых партнеров —  или заняться новой идеей. Ее нужно предварительно представить на оценку и согласование руководству программы. В любом случае, в рамках дипломной работы, студенты должны будут доказать успешность своего проекта и вывести его за поле образовательной программы. Создатели «Медиапроизводства и медиааналитики» хотят, чтобы на втором году обучения проект стал трудовым опытом студентов и их потенциальным местом работы после выпуска.

О научно-исследовательской деятельности на программе

Научно-исследовательское направление на программе вписано в трек по медиааналитике. Медиа — это постоянный поток информации. Студенты учатся эту информацию анализировать и работать с ее содержанием и смыслом. Особенный акцент в программе сделан на изучение информации с помощью Data science — обработки данных в цифровой форме. Но студенты также учатся основам традиционного «ручного» анализа.

Вторым фокусом научных исследований является анализ аудитории — студенты изучают, как люди потребляют информацию.

 

Сейчас мы анализируем в основном буквы и мало умеем анализировать смыслы, коннотации, контексты. Мы только знаем, что человек читает текст, но мало имеем представления о том, почему один текст ему нравится, а другой — нет. Еще у аудитории есть разные каналы восприятия информации, например, звук. Если человек слушает радио, то его может отвлечь от речи диктора любой шум и помехи. Как вернуть обратно это внимание? Чем удержать потребителя? 

Нечай Валерий Владимирович
Руководитель магистерской программы «Медиапроизводство и медиааналитика»

Студенты также занимаются исследованием каналов передачи информации: учатся выяснять, где аудитория потребляет контент, и на чем основан этот выбор. Почему люди стали больше слушать подкасты, и на каких платформах они делают это чаще всего?

В результате обучения у студентов трека медиааналитики появится база научного анализа. Программа даст магистрантам инструментарий, необходимый для исследований: монтаж видео и звука, создание и ведение аккаунтов в соцсетях и на других интернет-площадках. Те, кому понравится академическая деятельность, смогут продолжить свое обучение в аспирантуре.

О преподавателях-практиках

В преподавательскую команду программы входят преимущественно практики из области медиа. Николай Овчинников разрабатывал игры для проекта «Команда 29», а теперь учит студентов создавать свои игры в рамках дисциплины «Основы сторителлинга», а также пишет статьи о музыке в «Афиша Daily». Основы реализации проектов ведёт Артем Мельник — редактор разделов «Концерты» и «Театр» портала KudaGo — Санкт-Петербург и проекта «Петербургский авангард». В рамках своего курса он также учит студентов создавать стикерпаки для мессенджеров и рассказывает, как вести каналы в «Яндекс Дзен». Экономист Дмитрий Прокофьев будет вести два курса «Освещение вопросов экономики в медиа». На нем студенты будут учиться находить партнеров для реализации своих проектов в медиа.

О языке преподавания и международном сотрудничестве

«Медиапроизводство и медиааналитика» — программа с акцентом на практическую деятельность, ориентированная на российский рынок труда, потому преподавание ведется на русском языке. Студентам рассказывают преимущественно о российской специфике медиапроизводства, и в медиасфере в России, несмотря на глобализацию, рабочим языком все еще остается русский.

На английском студентам преподают только один курс: «Создание спецпроектов в медиа». Он включен в программу в том числе для учащихся в кампусе по обмену англоговорящих студентов.

Совет абитуриентам

Валерий Нечай: «Мне кажется, потенциальные абитуриенты не всегда понимают, зачем они идут на программу. Они не видят цели своего обучения и идут просто чтобы закончить магистратуру. Когда я спрашиваю абитуриента, какой проект он хочет сделать по итогам обучения — он часто не может четко объяснить, а это главный вопрос, на который нужно ответить, прежде чем идти учиться.

Я советую вам задать себе вопрос — чем вы хотите заниматься через 10 лет? Дайте себе на него конкретный ответ прямо сейчас. Я почти случайно оказался на радио — меня туда позвали [работать]. Я обрадовался, потому что знал, что хочу работать в медиа, но на тот момент мне еще не было принципиально, где именно. Сейчас я понимаю, что если бы я в какой-то момент не ответил себе на вопрос «что я хочу делать на этом радио?», то я надолго бы там не задержался, не смог бы выстроить свой карьерный путь.