• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Право интеллектуальной собственности в цифровую эпоху: чему будут учиться студенты на новой магистерской программе

В сентябре 2020 года в НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург откроется новая магистерская программа по юриспруденции. Редакция новостного портала поговорила с ее руководителем Никитой Витальевичем Ивановым о развитии сферы права в интеллектуальной собственности и узнала, где смогут работать выпускники.

Право интеллектуальной собственности в цифровую эпоху: чему будут учиться студенты на новой магистерской программе

i-Stock

Узнать подробнее о количестве мест и вступительных испытаниях можно на странице программы. Информация о поступлении находится в разделе для абитуриентов магистратуры.

— Никита Витальевич, объясните, пожалуйста, как соотносятся право интеллектуальной собственности и право информационных технологий? Что будут изучать на новой магистерской программе?

— Право интеллектуальной собственности (далее ИС) и право информационных технологий (далее IT-право) — это разные юридические институты, которые в современном информационном обществе достаточно активно взаимодействуют друг с другом. Право интеллектуальной собственности регулирует отношения, складывающиеся в связи с созданием и использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним объектов: произведений, компьютерных программ, баз данных, изобретений, товарных знаков и др. В современном мире это прежде всего экономические отношения, поскольку нематериальные активы, относящиеся к объектам ИС, часто обладают коммерческой ценностью и пользуются спросом.  Основная цель права ИС — выстроить баланс между интересами создателей этих объектов и иных правообладателей, с одной стороны, и интересами конкретных пользователей и общества в целом — с другой.

IT-право нацелено на регулирование отношений по сбору, хранению, распространению и использованию информации в тех или иных целях. В то же время IT-право в его современном понимании зачастую выходит за рамки своей области, поскольку информационные отношения предполагают активное использование договорных конструкций и объектов интеллектуальной собственности. Соответственно юристы, занимающиеся IT-правом, неизбежно обращаются к обязательственному, договорному праву и праву интеллектуальной собственности. Например, при распространении информации часто используются товарные знаки, произведения, базы данных. А в рамках защиты интеллектуальных прав происходит обращение к информационным технологиям, к примеру, по требованию правообладателя может быть заблокирован доступ к информационному ресурсу в сети Интернет. В подобных ситуациях институты IT-права и права ИС взаимодействуют и дополняют друг друга.

В ходе обучения по программе «Право интеллектуальной собственности в цифровую эпоху» магистранты будут подробно изучать в первую очередь право ИС. Аспекты IT-права будут находиться в фокусе в связи с использованием объектов интеллектуальной собственности. Кроме того, эта программа предполагает достаточно подробное изучение институтов обязательственного и договорного права, знания и навыки в сфере которых современному юристу в сфере ИС просто необходимы. В целом программа имеет достаточно ярко выраженную гражданско-правовую, цивилистическую (от англ civil — гражданский — прим. редакции) направленность.

— Чем обусловлен запуск новой магистерской программы?

— Право интеллектуальной собственности на сегодняшний день — важнейший правовой институт. Общество становится все более информационным, ценность объектов интеллектуальной собственности и масштабы их вовлечения в экономические отношения возрастают, а, следовательно, увеличивается и количество правонарушений. При этом на большинстве современных бакалаврских программ по юриспруденции право ИС изучается обзорно, чаще всего в рамках гражданского права. В лучшем случае у бакалавров есть соответствующая дисциплина по выбору, но случается и так, что ИС не изучают вовсе. На наш взгляд, право ИС — это развивающаяся и крайне востребованная подоотрасль гражданского права, которая заслуживает подробного изучения. Новая магистерская программа как раз поможет студентам разобраться в деталях и тонкостях интеллектуального права.

На юридическом факультете НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург есть целый ряд преподавателей со значительным научным и практическим опытом в данной сфере. Например, Александр Петрович Сергеев — один из ведущих специалистов в стране по праву в интеллектуальной собственности. Александр Петрович и его ученики будут активно участвовать в реализации программы. Также мы планируем привлекать сугубо практикующих юристов, работающих в этой сфере.

— Насколько сейчас велик рынок подобных юридических услуг? Есть ощущение, что с каждым годом он будет только расти, — это правда?

— Что будет в будущем, конечно, сложно предугадать, но сейчас эта сфера растет все интенсивнее. Например, согласно данным Всемирной организации интеллектуальной собственности (WIPO), с 2017 по 2018 год рост заявок на полезные модели (Utility models) вырос на 21,8%, а заявок на торговые марки стало больше на 15,5%. Очень активно растет азиатский и ближневосточный рынки, настоящий бум на регистрацию интеллектуальных объектов наблюдается в Китае.

Общая логика здесь такая: чем быстрее идет процесс цифровизации, чем активнее развиваются технологии и чем охотнее люди вовлекаются в информационный обмен — тем больше объектов интеллектуальной собственности используются и, тем выше их экономическая ценность. Как следствие, неизбежно увеличивается число конфликтов и притязаний, спрос на юридические услуги в данной сфере растет. В то же время квалифицированных специалистов, готовых работать в данной области, не так много. Поэтому знания и навыки в области защиты ИС не помешают и уже практикующим юристам, которые хотят расширить диапазон своей деятельности, и начинающим специалистам, которые только ищут себя.

— Где чаще работают специалисты по интеллектуальному праву: в специализированных юридических компаниях или инхаус? Есть ли в России фирмы, которые специализируются на праве интеллектуальной собственности? А в мире?

— Поскольку юридических фирм, которые всерьез занимаются защитой интеллектуальной собственности, в целом значительно меньше, чем компаний и предпринимателей, которые работают в этой области, думаю, что на рынке труда больше потребность в инхаусе (inhouse — внутренний специалист в организации — прим. редакции).

Если компания серьезно занимается, например, массовой информацией или разработкой программного обеспечения, им нужны инхаус-юристы.Очевидно, что значительно проще иметь своего сотрудника, чем всякий раз нанимать кого-то из бюро, — это выгодное экономическое решение. Поэтому в плане рынка труда больше шансов найти работу внутри фирм. Но поскольку эта отрасль права заметно растет, постепенно и юридические фирмы будут расширять свой профиль и набирать отделы специалистов в сфере права ИС.

Специалисту в области ИС, имеющему хорошее образование и профессиональный опыт в России, можно достаточно быстро выйти на зарубежный рынок труда, адаптироваться к существующему там законодательству и практике его применения.

— Как сильно российское законодательство в области интеллектуального права отличается от законодательства других крупных стран: США, Китая, Канады, европейских стран? Насколько сложно нашему специалисту расширить свою компетенцию на международный рынок?

— На новой магистерской программе подготовят юристов, которые, в первую очередь, будут работать в российской правовой действительности. В то же время, каких-то кардинальных различий между российским и зарубежным законодательством по интеллектуальной собственности практически нет, несмотря на то, что системы права и законодательства могут существенно различаться. Право интеллектуальной собственности базируется на ряде международных договоров, на них строятся законодательное регулирование и судебная практика подавляющего большинства стран. При обращении к зарубежному законодательству и судебной практике понимаешь, что в целом все работает в одних и тех же рамках и основывается на схожих принципах. Поэтому специалисту в области ИС, имеющему хорошее образование и профессиональный опыт в России, можно достаточно быстро выйти на зарубежный рынок труда, адаптироваться к существующему там законодательству и практике его применения. Конечно, дополнительными препятствиями могут стать языковой барьер или необходимость подтверждения квалификации специальным экзаменом (так называемый “допуск в профессию”), но с этим столкнется юрист, специализирующийся в любой сфере.

В целом, конечно, проще работать в странах, относящихся к континентальной правовой системе, поскольку там, как и в России, есть подробное законодательство и практика его применения. В англо-саксонской системе права российскому юристу всегда сложнее. Мы привыкли отталкиваться от норм закона и смотреть, как они толкуются и применяются на практике, и исходя из этого выстраивать правовую позицию. В странах с англо-саксонской системой, например, в Англии, США, многое зависит от практики по конкретным аналогичным делам. Но в любом случае принципы права интеллектуальной собственности и объем правовых возможностей, предоставляемых правообладателям и пользователем, везде очень схожи. Всегда есть какие-то детали, но фундаментальных различий практически нет.

— На каком языке будет вестись обучение на программе?

— Обучение планируется на русском языке. При этом отдельные дисциплины, затрагивающие международные и зарубежные аспекты правовой охраны, предполагают обучение на английском.

— Как будет организован процесс обучения?

— На лекционных занятиях студенты получат углубленные знания в области права интеллектуальной собственности. На семинарах научатся вырабатывать возможные правовые позиции в конкретной или смоделированной жизненной ситуации, узнают, как эффективно донести свое мнение до аудитории. Программа также предполагает проведение двух научно-исследовательских семинаров (НИС) — по одному на каждый год обучения.

На первом курсе в рамках НИСа студенты займутся исследованиями в области правовой охраны средств индивидуализации: фирменных наименований, коммерческих обозначений, товарных знаков, географических указаний и др. Это очень большой раздел права интеллектуальной собственности, один из наиболее востребованных на практике. Магистранты будут самостоятельно работать с научными вопросами и проблемами, поставленными преподавателем.

На втором году обучения в рамках НИС студенты подробно исследуют способы осуществления и защиты интеллектуальных прав: какие требования правообладатели могут предъявлять правонарушителям в тех или иных ситуациях, какие есть тенденции в рассмотрении судами этих требований, какие могут возникать проблемы практического характера и т. д. Здесь будет использован тот же самый формат постановки вопросов и поисков ответов с дальнейшими обсуждениями.

— Что с учебной нагрузкой? Могут ли ребята во время учебы в магистратуре параллельно стажироваться или работать неполный день?

— Магистранты будут учиться 3–4 дня в неделю, из которых 2–3 — это вечера будних дней. Значительная учебная нагрузка выпадет на субботу. Мы понимаем, что большинство учащихся магистратур уже работают, поэтому придерживаемся идеи проведения занятий в вечернее время. Работать или стажироваться совместно с обучением вполне реально, но, скорее всего, не в полную силу, иначе будет сложно учиться. Хотя в конечном итоге все зависит исключительно от способностей и желания самих студентов.