• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Промежуточные результаты мониторинга развития инновационной системы Санкт-Петербурга

21 сентября в рамках Петербургского международного инновационного форума состоялась панельная сессия НИУ ВШЭ «Инновационная система Санкт-Петербурга. Вызовы и перспективы развития», на которой директор Центра прикладных исследований и разработок НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург Евгений Валерьевич Бежин представил промежуточные результаты мониторинга развития инновационной системы Санкт-Петербурга.

В настоящее время Комитет по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга совместно с НИУ ВШЭ проводит мониторинг развития инновационной системы города. В планах на основе полученной информации разработать и разместить на портале «Инновационный Санкт-Петербург» интерактивную карту, которая будет включать исчерпывающую информацию обо всех мерах поддержки, оказываемых объектами инфраструктуры Санкт-Петербурга, об услугах, об имеющемся оборудовании, свободных площадях и так далее. Для этого НИУ ВШЭ ставит перед собой задачу оценить те количественные и качественные изменения, которые происходят в деятельности субъектов инновационной деятельности и инновационной инфраструктуры Санкт-Петербурга.

Безусловно, инновационная система Санкт-Петербурга сложилась, но это живой организм, который требует постоянного участия частной инфраструктуры, частных объектов, действующих на территории Санкт-Петербурга в кооперации с нами, и мы готовы помогать. Это процесс, который не может остановиться

Бабакова Светлана Евгеньевна
Начальник управления инвестиционной политики и инноваций Комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга

В предыдущем мониторинге региональной инновационной системы принимала участие  модератор панельной сессии декан Санкт-Петербургской школы экономики и менеджмента НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург Рогова Елена Моисеевна. Проект реализовывался в 2013-2014 годах, и тогда инновационная система Санкт-Петербурга понималась в основном как проекты и работающие вокруг них организации. Кризисные явления, как отметила Елена Моисеевна, еще не были столь заметны и предполагалось, что проекты будут реализовываться, но экспертам уже тогда было понятно, что именно в области инновационных проектов большой динамики в ближайшее время не будет. Участники анкетирования, которое проводилось тогда в рамках мониторинга, жаловались на недостаточное взаимодействие между малыми предприятиями и организациями инновационной инфраструктуры. Респонденты отмечали малое количество организаций инновационной инфраструктуры, которые при этом проводили много мероприятий, не всегда действительно полезных малому бизнесу. Предприниматели не получали достаточной информации о том, как выйти на рынок, как поддержать экспорт, как участвовать в выставках, где найти партнеров и так далее.



Нынешний мониторинг, который проводит НИУ ВШЭ, больше сконцентрирован не на проектах как таковых, а на условиях создания этих проектов, в частности, на характеристике инновационной инфраструктуры. Есть основания полагать, что проблемы в данной сфере действительно присутствуют, поскольку именно по Эта проблема, наверное, существует, не даром Санкт-Петербург именно по качеству инновационной политики Санкт-Петербург проигрывает в рейтинге, составленном НИУ ВШЭ делает. По этому показателю город занимает  45-е место среди регионов России. При том, что в рейтингах инновационной активности Санкт-Петербург входит в тройку лидеров.

В ходе панельной сессии Бежин Евгений Валерьевич, директор Центра прикладных исследований и разработок НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург, представил промежуточные результаты последнего монитогринга развития инновационной системы Санкт-Петербурга.

В рамках проекта уже получены предварительные данные о том, как меняется сфера инновационно активного бизнеса Санкт-Петербурга, о том, сколько таких предприятий и какие отрасли они представляют. Если взглянуть на отраслевой срез, это, главным образом, предприятия, представляющие сегмент электрооборудования, машиностроение, транспортное машиностроение, производство пищевых продуктов, табачную отрасль.

Если оценивать на динамику объема отгрузки инновационных товаров и услуг, пока  заметной динамики не наблюдается, и это является таким сигналом к тому, чтобы переосмыслить, пересмотреть те приоритеты, которые и город, и экспертное сообщество для себя определяют в части реализации инновационной политики, поддержки инновационно активного бизнеса.

В рамках мониторинга инновационной инфраструктуры города основной объект исследования экспертов НИУ ВШЭ  лежит все, что связано с экспертизой научных разработок, трансфер технологий, все известные направления, по которым сегодня ведутся инновационные разработки. Насколько она эффективна покажут результаты совместного исследования университета и Комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга.

Одним из важных инструментов проводимого исследования стало анкетирование игроков инновационного рынка города. В анкете, которая была им разослана, помимо количественных оценок, связанных с эффективностью деятельности, присутствовали также вопросы, касающиеся качественных показателей, а именно: вопросы о проблемах, с которыми сталкиваются государственные и частные организации, представляющие инфраструктуру инновационного города, вопросы, связанные с эффективностью взаимодействия между крупным бизнесом и субъектами малого и среднего предпринимательства, все, что связано с кооперацией таких организаций и необходимостью взаимного учета их интересов.

На основании проводимого мониторинга компания «Вебдом»  совместно с НИУ ВШЭ разрабатывает карту расположения объектов инновационной инфраструктуры Санкт-Петербурга. Как пояснила начальник управления  инвестиционной политики и инноваций Комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга Бабакова Светлана Евгеньевна, данная карта создается для того, чтобы, была видна актуальная ситуация на рынке инновационных товаров и услуг, чтобы облегчить доступ к этой информации и убрать существующий информационный вакуум в этой области. Комитету  необходимо понимать, каких элементов не хватает, где стоит усилить позиции и где помочь.

Начальник отдела промышленного и технологического анализа ФГУП «Крыловский государственный научный центр» Спивак Дмитрий Андреевич в рамках своего выступления «Инновационное развитие предприятий судостроительной отрасли: есть ли предмет для кооперации с малым и средним бизнесом?» рассказал о процессе внедрения инноваций в старейшем научно-исследовательском учреждении и объективных условиях для взаимодействия подобного предприятия с МСП.

На данный момент мониторинг продолжается, в связи с чем Евгений Валерьевич Бежин призвал компании активно участвовать в исследовании.