• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

История науки, экология, технологии

«Участие в международных проектах по истории науки и экологической истории, особенно связанных с историей Крайнего Севера, также привело к тому, что я включилась в исследования истории международных контактов в области изучения Арктики и Мирового океана». Юлия Александровна Лайус, старший научный сотрудник Центр исторических исследований Санкт-Петербургской школы социальных и гуманитарных наук, руководитель образовательной программы «Прикладная и междисциплинарная история» приглашает аспирантов, готовых разделить ее исследовательские интересы.

Мои исследовательские интересы лежат в нескольких пересекающихся областях: в области истории науки, экологической и технологической истории. Эти области исследований объединяет интерес к истории взаимоотношений людей и материального мира; социальных практик, связанных с познанием и трансформацией природных объектов. В истории науки меня интересуют в первую очередь полевые исследования -- проводимые в природе – биологические, географические, геофизические, геологические. Один из центральных вопросов - это поведение экспертов, «зажатых» в своих практиках между неопределенностью и изменчивостью, связанными с изучаемыми ими объектами (климат, морские льды и течения, рыбы и пр.) и неопределенностью и изменчивостью государственной политики. Так, темой моей кандидатской диссертации была история рыбохозяйственной науки в Баренцевом море -- очень изменчивом и к концу XIX века еще совершенно неизученном районе Мирового океана. А также взаимоотношения этой науки и экспертов, в ней работавших, с рыболовством и рыбной промышленностью как экономическими, социальными и культурными практиками. Хронологически мои исследования охватывали разные политические периоды – от Российской Империи конца XIX – начала XX века, через периоды Первой мировой войны и революции, военного коммунизма и Новой экономической политики, до окончания первой сталинской пятилетки, когда наука была полностью централизована и подчинена экономическим запросам (так как они понимались в это время плановой экономикой).

Меня интересовало и интересует то, как менялись способы описания и практики изучения природных ресурсов, столкновения научного и местного знания о них, история колонизации и освоения (внутренней колонизации) Севера и Арктики. Мной написано несколько статей по истории колонизации Европейского Севера, рассматривающих периоды выбора экспертами и государством разных моделей освоения Севера. Так, в конце XIX–начале XX вв. была четко выражена ориентация на норвежскую модель, в середине- конце 1920-х гг.  -- уникальные попытки создать «Советскую Канаду». Трансферы моделей развития из других стран сопровождались также трансфером знаний и технологий – это еще одна тематика исторических исследований, которая меня чрезвычайно интересует, и которую мы реализуем в Центре исторических исследований, в том числе в наших коллективных проектах (см. https://spb.hse.ru/humart/chr/).  Наш текущий проект «История технологий и инфраструктур в России и СССР: процессы и практики стандартизации и их участники», со-руководителем которого я являюсь, имеет целью изучение процессов и практик стандартизации в использовании технологий и создании инфраструктур через изучение биографических траекторий и деятельности участников этих процессов. Мы изучаем разные сюжеты, связанные с созданием транспортной, туристической инфраструктуры, целлюлозо-бумажной и рыбной промышленности в периоды технологических модернизаций в истории России и СССР. Частью этого проекта, которую мы надеемся развивать и усиливать, стала история советских технологических проектов в развивающихся странах. Особый интерес у нас вызывает история гидростроительства, разведки полезных ископаемых, строительства заводов в африканских странах.

Когда я пришла работать в НИУ ВШЭ в 2011 году, мои исследовательские интересы стали сдвигаться в более современный период – период Холодной войны и изучение возможностей научной кооперации в этот период, что приобретает все большую актуальность. В настоящий момент особенно важным является понимание не только механизмов конфронтации, но и механизмов взаимодействия поверх фундаментальных идеологических различий. Мы, в частности, изучаем историю международной научной кооперации и «научной дипломатии» в разных дисциплинарных полях, в первую очередь в области наук об окружающей среде: климатологии, океанологии, исследовании полярных областей. Изучаем архивы научных институтов и отдельных ученых, а также работаем методами устной истории – берем интервью у ученых, которые работали в этих областях в 1970-е – 1980-е гг.

Участие в международных проектах по истории науки и экологической истории, особенно связанных с историей Арктики, также привело к тому, что я  включилась в исследования истории международных контактов в области изучения Арктики и Мирового океана. Это и история Второго полярного года 1932-1933, в котором советские ученые играли одну из лидирующих ролей, и история контактов российских и советских ученых с учеными из скандинавских стран и крупные международные программы периода Холодной войны.

В настоящий момент под моим руководством работает академический аспирант Екатерина Калеменева (см. интервью с ней http://spb.hse.ru/news/154780218.html). Она изучает процессы урбанизации советского Крайнего Севера в 1950-1970-е годы, когда строительство городов на севере, особенно связанных с разработкой новых месторождений полезных ископаемых, таких, например, как алмазов в Якутии стало первоочередной задачей. Попытки решения этой задачи предпринимались часто в футуристическом ключе – построения «городов будущего», в том числе полностью изолированных куполом от окружающей среды. Несмотря на детальную разработку подобных проектов ведущими архитекторами страны, ни один из таких городов построен не был – мы с Екатериной пытаемся разобраться почему, попутно, разумеется, решая и другие исследовательские задачи, связанные с историей изучения и освоения севера в этот период, в том числе и в сравнительном ключе, поскольку задачи урбанизации севера стояли и перед другими странами и обмен информации в этой области был значительным. 

На фото:  историки НИУ ВШЭ во время плавания по озеру Байкал в рамках международного семинара сетевого проекта «Изучая экологическую историю и природные ресурсы России», поддержанного Фондом Леверхульм (Великобритания). Слева направо: доцент Юлия Лайус, академический аспирант Екатерина Калеменева, старший преподаватель Елена Кочеткова, доцент Александра Бекасова.