• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Общественные науки в школе и жизни

21 марта 2015 г., в Санкт-Петербурге проходил Конгресс учителей общественных дисциплин регионов СЗФО РФ «Общественные науки в школе и жизни».

21 марта 2015 г., в Санкт-Петербурге проходил Конгресс учителей общественных дисциплин регионов СЗФО РФ «Общественные науки в школе и жизни».

Участники Конгресса учителя, руководители школ, преподаватели и руководители ИПК, специалисты по различным общественным наукам, представители органов управления образованием.
Встреча проводится для выявления и продвижения лучших идей и практик в области изучения общественных дисциплин в школе, а так же в целях содействия развитию профессиональных педагогических сообществ и сетей в области социально – экономического образования.

На пленарном заседании Конгресса были представлены доклады по актуальным проблемам социально-экономического образования членов Российской Академии образования: А.М. Кондакова, О.Е. Лебедева; заместителя директора департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки П.А. Сергоманова; председателя комитета общего и профессионального образования Ленинградской области С. В. Тарасов. В обсуждении выступлений участвовали коллеги из Казахстана, Израиля, Финляндии. Общее число участников конгресса превысило 250 человек.


Открыл конгресс директор НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург Сергей Кадочников. 

«Нам не хватает сообщества, группы людей, с которыми мы могли бы обсуждать то, что нас волнует каждый день. Какой учебник может стать интересным? Какое научное исследование привлекает наибольшее внимание, и с какой работой надо познакомить всех учителей и школьников? Мы задумывали этот конгресс, чтобы искать пути для формирования такого сообщества. Мы пригласили к разговору известных исследователей, тех, кто формирует политику в сфере образования, коллег из разных регионов России».

Задал тон дискуссии доклад Александра Кондакова, президента Института мобильных образовательных систем. Он отметил, что мы живем в эпоху перемен, в период образовательной революции. 
«Общество всегда сдвигается, когда меняются способы передачи информации. В последние годы эти способы изменились радикально, что привело к формированию новой реальности, требующей от людей совсем других качеств личности. Информационное пространство не формализовано, доступно и прозрачно. Нет доминирующего канала социализации ( в индустриальную эпоху – массовая культура и стандартизированное образование). Социализирующей является социокультурная среда в целом».

Александр Михайлович привел результаты исследования активности мозга ребенка в течение дня, которые свидетельствуют о том, что минимальные показатели активности отмечаются во время сна и на уроках, наиболее интенсивно мозг работает во время самостоятельной учебной и исследовательской деятельности. Это свидетельствует о том, что в 21 веке образовательные стандарты должны писаться с учетом новых реалий. 
«Освоение информации с помощью цифровых технологий происходит раньше, чем дети начинают читать и писать – в три-четыре года, часто стихийно, без контроля взрослых.
«Клиповое» мышление – главный признак важнейшего момента интеллектуальной и культурной истории. Идет активный переход от линейной модели мышления к современной – сетевой. Мозг наших детей работает в другом режиме, взрослым он не свойственен. Активное использование Интернета вызывает у молодежи повышение скорости психических процессов. Новое поколение становится умнее», - пояснил президента Института мобильных образовательных систем, - Ребенок, родившийся сегодня, выйдет из школы совсем в другой мир, мир в котором объем знаний не будет иметь традиционной ценности, учащийся должен будет думать креативно, творчески, свободно, уметь сотрудничать с другими людьми».

Павел Сергоманов, заместитель государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ перевел встречу из эмоционально-научного русла в административно-деловое, сделав доклад на тему «Нормативно-правовое регулирование содержания общего образования». 
Министерство образования и науки РФ, в целях обеспечения единого образовательного пространства, сейчас занимается разработкой федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования базовое, а также определением содержания обязательной части основных общеобразовательных программ, в том числе по отдельным учебным предметам. Завершить эту работу планируется к началу 2016 года. 
«Важно в примерных программах по отдельным предметам предложить учителю выбор с заданными параметрами. При составлении рабочей программы по предмету учитель включает «базовое содержание» в два раздела: планируемые результаты «ученик научится» и «ученик получит возможность научиться». При этом учитель может выбирать средства обучения и воспитания, учебный материал, методики из примерных программ и других источников», - пояснил директора департамента.

Олег Лебедев, профессор НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург отметил, что «многие нормативные вопросы сейчас решаются и важно понять, что мы обсуждаем в содержательном смысле». 
«Содержание образования, что мы под этим пониманием – деятельность или учебный материал, дидактические единицы, учебники и учебные пособия, которые могут быть жестко регламентированы? Если в этих вопросах нет ясности, то на окончательное решение должна повлиять практика, от тех изменений, которые происходят». 
Профессор Лебедев предложил обсудить те изменения, которые должны произойти в самой системе образования и в системе управления образованием на всех уровнях с целью прийти к общим для всего профессионального сообщества позициям и понятиям.
Он отметил, что помимо стандартов, определяющих результаты, должны быть цели, которые могут быть реализованы на уровне школы и конкретного учителя. При этом привычный подход к их определению уже не работает.
«Сформировать, научить, освоить и т.д. – это стандартный подход, но он отражает цели взрослых, а не самих учащихся. Мы считаем, что все дети должны это знать, уметь, в этом ориентироваться. Если мы исходим из того, что надо повышать уровень познавательной активности самих учащихся, то мы должны сформулировать цели по-другому, исходя из категории «возможного». Какие возможности приобретает учащийся, значимые для него при изучении того или иного предмета или цикла дисциплин». 
Говоря об общественных дисциплинах, Олег Ермолаевич предложил ориентиры, которые могут быть значимы для каждого. Это возможность стать компетентным избирателем и гражданином, понимающим не «за кого», а «за что» он голосует – это вопрос о ценностях, перспективах, о том в какой стране мы хотим жить. Гражданин не только знает свои права и обязанности, но и интересуется процессами, происходящими в обществе, имеющим свою позицию и готовым ее отстаивать. Второе, в чем могут помочь общественные дисциплины – стать автономным взрослым - лицом, умеющим принимать самостоятельные решения в ситуации выбора: экономического, нравственного и пр., готового нести ответственность за этот выбор. Человеком, способным взаимодействовать с другими людьми, а значит быть готовым принимать и уважать их позицию. И третье – стать компетентным абитуриентом, знающим и понимающим, куда и зачем он хочет поступать, кем он будет после получения диплома, как он реализует свои навыки и способности.

Эту мысль поддержал и Сергей Тарасов, председатель комитета общего и профессионального образования Ленинградской области, отметивший, что «в современных условиях учитель должен стать душой образовательного процесса, он призван наполнить смыслами информацию, содержащуюся в учебниках и других источниках. Важно ни чему мы учим, а чему научаются наши школьники», - отметил Сергей Тарасов.