• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Чтобы помнили

Сегодня состоялась открытая лекция ординарного профессора, научного руководителя департамента истории Санкт-Петербургской школы социальных и гуманитарных наук Евгения Викторовича Анисимова «Блокада Ленинграда. 1941-1944».

Сегодня состоялась открытая лекция ординарного профессора, научного руководителя департамента истории Санкт-Петербургской школы социальных и гуманитарных наук Евгения Викторовича Анисимова «Блокада Ленинграда. 1941-1944».

В большой аудитории на Кантемировской свободных мест не было. Два часа пролетели незаметно, все это время в зале раздавался только голос лектора. На экране сменялись фотографии, свидетельствующие об ужасе блокадных дней и стойкости ленинградцев. Евгений Викторович перечислял факты, называл цифры, никаких лишних эмоций, только факты и цифры.

Кольцо сомкнулось 8 сентября 1941, прорвали блокаду 18 января 1943, а полностью сняли 27 января 1944 года. В «Военном  дневнике» генерал-полковника Франца Гальдера, начальника генерального штаба сухопутных войск вермахта блокада названа «народным бедствием», а Ленинградский фронт, после ее установления, «второстепенным театром боевых действий» - основные силы планировалось перебросить под Москву. Капитуляцию принимать не планировалось, горожане были обречены на вымирание.

 872 дня, зима 41-42 г.г. была самой суровой и страшной – 53 см снега, средняя температура – 18, доходило и до – 32, ежедневные бомбежки. Самыми страшными врагами людей стали психологический прессинг, голод и холод. Перед блокадой в Ленинграде жило 2,5 млн. человек, осталось меньше 55,8 тысяч, жертвами этих дней стали 1 млн 53 тыс. человек, из них 350-400 тыс. - дети. С того времени за диагнозом «дистрофия» закрепилось название «ленинградская болезнь».

Блокада не только проверяла на прочность, она проявляла в людях все самое высокое, и самое низкое. Как отметил профессор Анисимов, «помогала выживать вера, верующие люди не просто держались достойно, но и находили силы для помощи другим». Ленинградцы копали траншеи, работали на заводах, лечили раненных, рожали детей, они спасали стариков – жизнь в городе не замирала.

«Враг представлял геополитическую угрозу, готовился уничтожить нас всех, а Ленинград стал островком сопротивления. Мы должны понимать, какой ценой», - сказал Евгений Викторович.


Экран погас, прозвучали последние слова профессора, некоторые студентки прятали полные слез глаза, вопросов не было, только слова благодарности за напоминание о самом важном.

«Я воспитана в семье военного, и о Ленинграде, и о других местах боевых действий папа много рассказывал, но сегодня я узнала много новой информации – о количестве жертв, о том, как люди боролись. Хорошо, что это делают в университете. Сейчас высшее образование в России очень цениться и не только потому, что человек приобретает профессиональные знания, но и качества, необходимые для жизни. Лекция дала понимание того что такое честь, достоинство, мы почувствовали, какая на нас лежит ответственность, как мы должны жить. При таком количестве погибших необходимо сделать все, чтобы ничто подобное не повторилось». ( Тимофеева Светлана)

 «Такая лекция нужна, особенно сейчас, когда в мире стараются переписать историю, изменить память о тех событиях. Важно поддерживать патриотический дух, сохранять настоящие воспоминания о тех временах. Я считаю, что ориентируясь на нашу историю, нам необходимо учиться тому, какими нужно быть, какой силой и стойкостью надо обладать». (Лашаков Владислав)

«Нельзя забывать о том, что было. В наших силах предотвратить проявление зла в нашем мире». (Фадеева Аня)

«Лекция мне понравилось, забывать историю нельзя. Я петербуржец, мама моя историк, почти все факты я знал, но напоминать такие вещи необходимо. Считаю, что оспаривать нашу победу нельзя, можно изучать архивы, находить новые факты, дополнять и уточнять, но нельзя опровергать  итоги войны». (Сенкевич Андрей)

«Познавательно, я многих фактов не знала, и меня они ужаснули. Мы должны знать историю нашей страны. Я из Хабаровска, но хочу остаться жить в Петербурге, надеюсь, что этот город станет для меня родным. Я должна лучше знать его историю, хочу Гранина почитать. Его сегодня часто цитировали, и раньше я про его книги слышала, но боюсь, что не смогу пока эти эмоции выдержать, меня предупредили, что придется много плакать. А еще я поняла, что надо ценить то, что у нас сегодня есть. Я благодарна тем людям-блокадникам за то, что они выстояли несмотря на голод, бомбардировки, они выжили. Уважаю их и горжусь, что живу в этой стране, и что мой народ такой сильный. Лектору спасибо! Я чувствовала, что в этот рассказ он вложил частичку своей души». (Овчинникова Олеся)

Евгений Викторович Анисимов, научный руководитель департамента истории Санкт-Петербургской школы социальных и гуманитарных наук:

«Большинство в зале – иногородние, они не все эти факты знали, не всё помнили. Мне хотелось рассказать ребятам без официоза о том, как это было, возбудить в них какие-то глубинные чувства: память, сострадание, чтобы они ходили по нашему городу, понимая, что здесь было и помнили о тех, кто здесь страдал, чтобы мы жили». 

Подготовила Светлана Алексеева