• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Северное измерение

7-9 декабря в Санкт-Петербурге прошел Международный форум в рамках партнерства «Северного измерения»: «Перспективы развития креативных индустрий в сложившихся экономических и политических условиях».

7-9 декабря в Санкт-Петербурге прошел Международный форум в рамках партнерства «Северного измерения»: «Перспективы развития креативных индустрий в сложившихся экономических и политических условиях».

На пленарном заседании в рамках этого события выступил научный руководитель Лаборатории экономики культуры В.Э. Гордин с докладом «Перспективы развития креативных индустрий в сложившихся экономических и политических условиях».

В своем выступлении он рассмотрел два сценария социально-экономического и политического развития страны в ближайшие годы и перспективы «выживания» организаций креативных индустрий в кризисных условиях. Доклад стал частью развернувшейся на форуме дискуссии, во время которой представители креативных индустрий скандинавских стран поделились опытом сохранения и развития своих организаций во время кризиса 2008-2009 гг. Как отмечали многие докладчики, именно «пластичность» деятельности креативных индустрий в Скандинавии позволила многим не только не потерять свои позиции, но и достичь новых положительных результатов на «падающих» рынках. Одним из важнейших результатов данного форума может считаться  подтвержденное руководителями Совета Министров Северных стран стремление к укреплению контактов в рамках партнерства «Северного измерения» в области культуры, и конкретные предложения по разработке новых совместных проектов. 

Данный доклад в значительной мере опирается на результаты исследования, проведенного сотрудниками Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в Санкт-Петербурге по заказу Бюро Совета Министров Северных стран. В ходе исследования была изучена эффективность реализации 9 проектов организаций творческих индустрий в различных регионах Северо-Запада Российской Федерации.  Результаты данного исследования опубликованы в брошюре «Анализ проектов поддержки творческих индустрий Советом Министров Северных стран».

Рассмотрение перспектив развития креативных индустрий в России следует проводить в рамках двух отдельных сценариев развития экономической, политической и социальной ситуации в стране и вокруг нее.

Первый сценарий предусматривает:

1.     Постепенное, но неуклонное сползание в полномасштабный экономический кризис с существенным секвестированием расходов на социальную сферу, в том числе, на сферу культуры.

2.     Снижение покупательной способности различных групп населения и необходимость патерналистской защиты удовлетворения базовых социокультурных потребностей наиболее уязвимых групп.

3.     Мобилизационный характер как экономических, так и социально-политических мероприятий в сфере культуры.

4.     Ограничение международной активности со стороны субъектов культурной политики.

Для развития креативных индустрий данный сценарий может принести такие последствия как:

·        Кризисные явления в экономике на определенных этапах приведут к безработице среди работников сферы культуры, причем в большей степени это затронет молодежь. Именно креативные индустрии станут демпфером для рынка труда работников сферы культуры в условиях кризиса. В то же время, глобализированность многих креативных индустрий приведет к увеличению миграции ее специалистов в зарубежные страны.

·        Поскольку в условиях данного кризиса государственная помощь будет оказана в первую очередь системообразующим банкам и госкорпорациям, предприятия малого бизнеса, составляющие основу креативных индустрий, находятся в зоне повышенного риска. Особенно велика вероятность разорения организаций креативных индустрий, ориентированных на внутренний рынок. В то же время можно предположить укрепление позиций организаций, ориентированных на экспорт, прежде всего, в сфере информационных технологий.

·        Снижение покупательной способности приведет как к уменьшению спроса на определенные услуги креативных индустрий, так и к изменению структуры спроса.  Возрастет роль малобюджетных услуг; услуг, производимых с участием самих потребителей; услуг, с различной степенью контрафактности. Поэтому, большинство организаций креативных индустрий не сможет вести прибыльную деятельность, вследствие многих рыночных ограничений.

·        В условиях кризиса изменятся масштабы и формы демонстративного поведения, которое в значительной степени ориентировано на услуги креативных индустрий. В нем уменьшится более дорогая «материализованная» часть (прежде всего, различные виды гаджетов) и увеличится «нематериальная» (ПО, контент, сервисы).

·        Среди услуг, предоставляемых креативными индустриями, возрастет доля услуг, направленных на повышения квалификации, монетаризации различных хобби, самопродвижения клиентов на рынке труда и производимых ими продуктов и услуг.

·        Нынешние креативные пространства и расположенные в них организации креативных индустрий начнут более активно ориентироваться не только на развлекательную функцию, но на создание условий для клиентов по реализации своих бизнес-идей, превращаясь в некоторую модификацию арт-инкубаторов.

·        В условиях существенного сокращения финансирования со стороны учредителя государственные и муниципальные учреждения культуры будут вынуждены активнее искать средства из других источников, и в этих условиях самим выходить с предложением о сотрудничестве к организациям креативных индустрий, как имеющим более богатый опыт работы на рынке и обладающим современным инструментарием продвижения на рынок товаров и услуг.

·        Сохранение государственных гарантий по финансированию части учреждений культуры (по опыту прошлых кризисов, в первую очередь, библиотек и детских учреждений специального и дополнительного образования в сфере культуры) даст креативным индустриям возможность сохранить некоторое бюджетное  финансирование своей деятельности путем предоставления услуг данным учреждениям.

·        Отличие нынешнего экономического кризиса от предыдущих – политическая составляющая, ведущая к изоляции России от мирового сообщества. Это сужает пространство для маневра в сфере культуры, которая в прошлые кризисы пользовалась различными формами поддержки из-за рубежа.

·        Присутствующая во многих отраслях в связи с ограничением экономических связей система импортозамещения в креативных индустриях может принять специфические формы. Речь идет не только о импортозамещении в связи с подорожанием вследствие падения курса рубля материальных составляющих процесса производства в креативных индустриях. Уменьшатся возможности приглашения иностранных специалистов, возможности зарубежных поездок и в целом, экономические возможности поддержания и развития международных отношений.

·        Система импортозамещения приведет и к изменению критериев поддержки со стороны государства отдельных организаций креативных индустрий. Одним из основных критериев станет соответствие деятельности данных организаций новым целям и задачам государственной политики в сфере культуры, которая будет все активнее заменять собою существовавшую в предыдущий период ориентацию на международные ценности, особенно, в сфере культуры.  

Второй сценарий предусматривает:

·        Постепенную стабилизацию экономической ситуации, сохранение основных пропорций федеральной бюджетной политики, выполнение основных финансовых обязательств перед сферой культуры, но в сокращенном размере.

·        Продолжение политики по переносу ответственности за финансирование сферы культуры на региональный уровень, усиление роли муниципальных органов власти в финансировании сферы культуры.

·        Развитие предпринимательской активности в сфере культуры в сочетании с антикоррупционными мероприятиями.

·        Снижение уровня патернализма со стороны органов власти и усиление роли меценатства в сфере культуры.

·        Сохранение сложившихся отношений с зарубежными партнерами в сфере культуры при существенных ограничениях финансовой поддержки такого сотрудничества.

·        В случае развития событий по данному сценарию, возможно возникновение следующих последствий для организаций креативных индустрий:

·        Во многих крупных городах именно креативные индустрии станут драйверами экономического роста, усиливая не только конкурентоспособность производимых в различных отраслях товаров и услуг, но и создавая принципиально новые конкурентные преимущества для самих городов. Эти конкурентные преимущества, в первую очередь, важны для привлечения в город квалифицированных кадров, инвестиций, а также внутренних и иностранных туристов.

·        Замедление темпов экономического роста остро поставит проблему инвестиций в креативные индустрии, решить которую без государственного участия, только силами частного сектора, будет весьма затруднительно. Определенную роль в решении этой проблемы может сыграть политика деофшоризации, предусматривающая возвращение в российскую экономику значительных финансовых ресурсов. Инвесторы будут искать наиболее привлекательные проекты для вложения средств, и задача креативных индустрий - показать свою перспективность и доходность.

·        Сохранение, пусть и в уменьшенном виде, поддержки сферы культуры со стороны органов управления различного уровня ставит перед организациями креативных индустрий задачу налаживания более тесного взаимодействия с данными органами на основе принципов  GR. Креативные индустрии должны доказать свою роль как важнейшего механизма реализации целей и задач культурной политики.

·        Акцент на развитие предпринимательской активности как важнейшего условия экономического роста создаст для организаций креативных индустрий широкие перспективы, причем не только в сфере «в2с», но и «в2в», и даже «с2в» на основе таких сетевых технологий как краудфандинг и краудсорсинг.

·        В случае успеха очередной кампании по борьбе с коррупцией можно ожидать всплеска инновационной активности именно в креативных индустриях, где велика доля проектов, нуждающихся в относительно небольших инвестициях. Именно отсутствие инвестиционного потенциала затруднит развитие отраслей реального сектора экономики, но в креативных индустриях этот дефицит может быть  относительно легче преодолен.

·        Уход государства вследствие бюджетных ограничений от роли единственного распределителя ресурсов для развития сферы культуры создаст креативным индустриям возможность завязать более тесные, чем ранее, отношения с другими центрами ресурсов, например, с муниципалитетами, с меценатами, с руководством смежных отраслей с целью завоевания их доверия и поддержки при получении ресурсов, в том числе, и инвестиционных.

·        Демонстрация государством реальной поддержки меценатства на основе принятия соответствующего закона создаст не только стимулы к меценатской деятельности у крупного бизнеса, но поставит перед креативными индустриями задачу стать мощным рестранслятором запросов сферы культуры перед меценатами. Современные принципы фандрайзинга предусматривают активное использование креативных технологий с целью не только донести соответствующий запрос до потенциальных меценатов, но и создать  положительный имидж для государственных и негосударственных организаций культуры и представляемых ими проектов.

·        Опыт, накопленный в ходе выполнения совместных с зарубежными партнерами проектов, позволит определенной части организаций креативных индустрий реализовать в жизнь концепцию устойчивого развития, являвшуюся важнейшим критерием оценки эффективности реализованных проектов. Данные организации должны стать своеобразными бенчмарками для всей сферы креативных индустрий каждого региона. Распространение опыта устойчивого развития организации среди своих коллег из креативных индустрий является одной из важнейших задач, которую необходимо поставить перед организациями – грантополучателями.

·        Ограниченность финансовых ресурсов, которые могут быть направлены на поддержку международного сотрудничества у российских организаций и органов управления  (а частичная поддержка проектов с российской стороны была неотъемлемым условием многих грантовых программ), обуславливает поиск новых форм сотрудничества. Речь идет как о «мягких» инновациях (таких как виртуализация сотрудничества, отказ от зарубежных поездок, расширение сетевого взаимодействия между участниками и т.п.), так и довольно «жестких» инновациях, предусматривающих коммерциализацию многих форм сотрудничества. В частности, это может быть «встраивание» в некоммерческие проекты коммерческой составляющей, что позволит активнее привлекать бизнес к финансированию международного сотрудничества организаций креативных индустрий.

·        Поскольку в рамках данной модели не предвидится обвального снижения покупательского спроса, можно предположить, что креативные индустрии смогут повысить свою доходность за счет активного распространения в российских регионах инновационных продуктов и услуг, создавая совместно с местным бизнесом новые центры доходности. Эта стратегия в настоящее время активно реализуется на основе франчайзинга сетевыми игроками в общепите и в сфере услуг, однако организации креативных индустрий пока в массовом порядке не осваивают российские регионы. Исключение составляют предприятия сферы информационных технологий.

Таким образом, можно сделать вывод, что в случае реализации любого из сценариев социально-экономического развития страны перед креативными индустриями встают  новые, трудно решаемые задачи, требующие разработки инвариатных программ действий в кризисной ситуации.