• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Университеты будущего

Современные реалии диктуют городам и находящимся в них университетам необходимость меняться. Университеты могут стать драйверами развития городов, однако для этого необходимо повысить конкурентоспособность отечественной высшей школы.

Современные реалии диктуют городам и находящимся в них университетам необходимость меняться. Университеты могут стать драйверами развития городов, однако для этого необходимо повысить конкурентоспособность отечественной высшей школы.

Проблемы развития университетов и городов обсудили участники Международной научно-практической конференции «Санкт-Петербург для образования и реформ: образование и мировые города», которая состоялась в Петербурге в конце марта. Ее организаторами выступили три вуза: Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики (НИУ ВШЭ) в Петербурге, Европейский университет и Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (НИУ ИТМО). Помимо руководителей и сотрудников ведущих российских вузов и членов экспертного сообщества в работе конференции приняли участие представители Минобрнауки, админи-страции Петербурга, а также эксперты из США, Финляндии, Франции и Голландии.

В приветствии участникам конференции губернатор Петербурга Георгий Полтавченко отметил, что «высшую школу можно без преувеличения назвать градообразующей отраслью Санкт-Петербурга», одним из его главных конкурентных преимуществ. За Петербургом закрепилось неофициальное звание студенческой столицы России. В нашем городе сосредоточено 11% научного потенциала страны. Сегодня у нас действуют более ста государственных и негосударственных вузов. В них работают, учатся, проводят научные исследования почти полмиллиона человек. По словам губернатора, «престижный статус Петербурга как крупнейшего образовательного центра подтверждается тем, что в наших вузах становится все больше иногородних студентов, которые приезжают к нам учиться из всех регионов страны. Их доля увеличилась с 38% в 2002 году до 68% в 2013-м. Кроме того, за последние три года значительно – на 25% – выросло количество иностранных студентов. Это напрямую связано с повышением конкурентоспособности наших вузов на мировом рынке образовательных услуг».

Вследствие глобализации студенты и преподаватели получили возможность выбирать для себя оптимальные возможности обучения и трудоустройства в различных странах, что приводит к повышению уровня конкуренции за человеческие ресурсы.

«Дорожные карты» науки

Локальные стратегии развития в глобальном мире больше не работают, поэтому участники конференции уделили большое внимание механизмам, которые могут повысить конкурентоспособность российских вузов. В этом контексте обсуждался проект Минобразования «5-100-2020», цель которого – вхождение к 2020 году пяти российских вузов в первую сотню лучших мировых университетов по версии ведущих международных рейтингов – QS World University Rankings, Times Higher Education World University Rankings и The Academic Ranking of World Universities (Shanghai Ranking).

Для участия в этом проекте из 54 российских вузов были отобраны 15, на реализацию «дорожных карт» которых обе-щаны государственные субсидии. В число отобранных вошли Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, НИУ ИТМО и Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ». СПбГУ и МГУ как вузы с особым статусом и условиями финансирования в отборе участия не принимали.

Заместитель министра образования и науки РФ Александр Повалко сообщил, что «университеты будут выбывать из проекта. Нам придется сжимать круг тех университетов, которые поддерживаются государством. Сейчас у нас прошел совет по международной конкурентоспособности, и, к сожалению, не все “дорожные карты” приняты к реализации. И теперь у нас не 15, а 14 университетов претендуют на государственную поддержку. Следующий пересмотр состава участников проектов произойдет в 2015 году». Судя по данным сайта Минобрнауки, тем университетом, «дорожная карта» которого не была утверждена, стал «ЛЭТИ».

Ректор Европейского университета в Санкт-Петербурге Олег Хархордин затронул проблему долгосрочных источников развития для российских вузов. «Мы знаем, как с помощью краткосрочных мер поднять конкурентоспособность российских университетов. Многие просто не публиковались или не уделяли внимания англоязычным публикациям в реферируемых журналах. Если сейчас срочно начать много доплачивать за такие публикации, то можно получить очевидный эффект экстенсивного роста достаточно быстро. Также можно вести себя, как ФК “Зенит”, и покупать много хорошо публикующихся профессоров, которые через два года поставят под своими публикациями название недавно приобретшего их университета. Можно сделать то, что сейчас делает Высшая школа экономики. Посмотреть, какие кадры есть, подумать, что непубликующиеся не должны работать, а надо взять новых и интересных, которые будут вкладываться в эти рейтинги», – иронизирует Олег Хархордин. Он полагает, что источником долгосрочного роста вузов может стать модель совместного управления, которая существует в американских университетах. Ректор также подчеркнул, что в американских вузах эффективное управление обеспечивается с помощью разделения полномочий между ректором, комитетами, состоящими из преподавателей, и студентами. Помимо Европейского университета элементы данной модели внедряет НИУ ИТМО, где уже существуют шесть преподавательских комитетов и планируется вовлекать студенческое сообщество в управленческий процесс.

В помощь экономике

В рамках конференции не была обойдена вниманием и растущая роль университетов в экономическом развитии города. «Роль высшего образования в экономике постоянно возрастает. В развитых странах образование в целом доходит до 7-8% ВВП, высшее образование – до 2-2,5% ВВП.

В России эта цифра значительно меньше, но тренд на то, чтобы она была больше, очевиден. Конечно, в городской экономике роль университетов – далеко не только производство человеческого капитала, который потом расходится по всем предприятиям, всем отраслям, создает собственный бизнес. Это еще и мощный вклад в культуру города, в ту экономику впечатлений, интеллектуальную экономику, которая в городе вообще существует. Такие города, как Санкт-Петербург, уникальны. У них кластер того, что мы называем культурным потреблением и интеллектуальным производством, огромен. Он по своему значению существенно превосходит его статистический вклад в экономику города», – подчеркнул ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов.

По его мнению, есть достаточно форм взаимодействия университета и города: от пояса малых инновационных предприятий, которые технические университеты будут «высаживать» в город, до студенческих культурных клубов, студенческих кафе, публичных лекций, лицеев в составе университетов. «Здесь широкий спектр того, что могут сделать университеты, хотя бы по сравнению, например, с американскими, которые являются крупнейшими медицинскими центрами в своих округах. Конечно, российские университеты объективно слабо присутствуют в секторах и городского спорта, и городской медицины. Вряд ли мы это в ближайшее время изменим, но у нас есть другие секторы, о которых я сказал», – заключил Ярослав Кузьминов.

Часть городской среды

Участники конференции согласились, что помимо образовательных и исследовательских функций университеты не просто способны повысить качество городской среды – они заинтересованы в этом, поскольку перспективы привлечения преподавателей и студентов из-за рубежа напрямую связаны с уровнем комфортности города. «К кому приедут люди, к кому приедет молодежь, тот и выиграет. Только с городом мы можем добиться привлечения ярких людей, талантов, которые делают новую экономику, экономику знаний, экономику инноваций. У нас в городе 7% студентов. По мировым меркам это пока не университетский город», – поделился директор НИУ ВШЭ в Петербурге Сергей Кадочников.

По его словам, каждый университет Петербурга в отдельности – лишь небольшая точка на карте мира. «Мы должны что-то делать вместе, потому что только соединение ресурсов даст существенный скачок. Мы должны думать о каких-то вещах, подобных европейским школам – Парижской школе экономики, Барселонской школе экономики, которые объединяют разрозненные университеты. В каждом городе каждый университет тоже живет своей жизнью, но что-то они делают вместе – и тогда становятся заметными, – убежден Сергей Кадочников. – Я очень хочу, чтобы результатом конференции стала какая-то совместность, чтобы ее больше было. Только тогда Петербург изменится».

Локализация вузов в пространстве города может содействовать их превращению в центры территориального развития, вокруг которых выстроятся различные виды активности. Как отметил руководитель Центра стратегических разработок «Северо-Запад» Владимир Княгинин, «если экстенсивный рост закончился, очевидно, университеты должны расти, «добирая» другие функции. Кампус уже не только для учебы – для развлечений, для бизнеса».

Перспективной представляется идея создания в Петербурге единых университетских площадок, которые должны послужить развитию междисциплинарных исследований и интенсификации обмена ресурсами между факультетами. Эту задачу сложно решить в ситуации, когда университетские кампусы рассредоточены на территории города, как это происходит сейчас.

Ряд подобных «объединительных» проектов уже прорабатывается. Один из них – создание единого университетского кампуса СПбГУ, который Георгий Полтавченко предложил разместить на намывных территориях Васильевского острова. Окончательный выбор места для кампуса будет сделан в апреле 2014 года, а предварительная дата окончания строительства – 2027-й. При этом создание кампуса не предполагает сосредоточение всех помещений университета на территории Васильевского острова. Параллельно реализуется проект строительства кампуса Высшей школы менеджмента СПбГУ на базе дворцово-паркового ансамбля «Михайловская дача». Там разместятся учебные, научно-исследовательские и административные здания, студенческие общежития и жилой комплекс для преподавателей, а также такие объекты досуга, как кафе и спортивные площадки.

Планы по локализации существуют и у СПбГЭУ, в распоряжении которого находится около трех десятков объектов недвижимости в черте города. Один из наиболее вероятных вариантов – размещение кампуса в районе Лахты. Наряду с ним существует проект переноса университета в Кудрово, разработкой которого занимается компания NAI Becar. Ожидается, что данный проект объединит СПбГЭУ и Государственный университет морского и речного флота имени С.О. Макарова на территории общего кампуса, на которой также построят жилые комплексы для студентов и спортивные сооружения. Также в качестве потенциальных площадок ректор СПбГЭУ Игорь Максимцев упоминал Кронштадт и Пушкин.

Петербургский кампус НИУ ВШЭ будет сосредоточен на Васильевском острове. Реконструкция здания бывшего Патриотического института началась в 2012 году и помимо реставрации существующих корпусов предполагает реконструкцию части зданий, а также строительство трех новых корпусов.

После подведения итогов было предложено сделать подобную конференцию ежегодной с целью создания в Петербурге постоянной площадки по обсуждению различных аспектов университетского развития.